Новая проза. Запой

Он то и дело протирал лоб, глубоко вдыхал морозный воздух и молча ругался: «Утро субботы, спать да спать. Вляпался неизвестно во что из-за этого Ёсика-карлосика». Однако цель поездки Левкину была известна, и ругался он не со зла, а, скорее, для бодрости духа. Во-первых, Иосиф Карлович Шульц, которого поминал Левкин, был не только соседом Левкина, но и самым его близким другом еще со школьных времен. Во-вторых, именно во исполнение священного долга дружбы Левкин ехал, обливаясь потом, в холодном автобусе по маршруту Шишковка – Саяны. Нащупывая сквозь пуховик бутылку, Левкин успокаивался – все хорошо закончится, что хорошо началось!

А начиналось между тем все действительно с хорошего – Шульц ждал прибавления семейства. Отмечать это радостное событие друзья начали сразу, как только свезли супругу в роддом. Пили коньяк и что-то иностранное. Вот только под самое утро вышла неурядица, но и та на фоне такого события казалась мелкой и даже в чем-то забавной. Дело в том, что Шульцу позвонила супруга и потребовала его к себе. И все бы ничего, но во ВСГАКИ, где преподавал Шульц, приехала чрезвычайно важная комиссия. Ехать на лекцию или ехать к жене? Вот в чем вопрос! Чтоб не пришлось разорваться надвое, Левкин, как настоящий друг, с ходу предложил свою помощь, а Шульц, как друг не менее настоящий, сразу согласился.

– Главное, не тушуйся, – говорил он, – даже если заглянут, что не факт, – поздороваются и всё. Энергичная блондинка, полненькая такая, если будет глазеть, не обращай внимания, это ректор наш Лариса Ивановна Ржаная. Женщина она правил строгих, но баба хорошая. При москвичах промолчит, а потом я ей все распишу... как по нотам! Сейчас звонить – сам понимаешь.

Конечно, в четыре утра звонить ректору и просить об отмене лекции – наглость и полное бесстыдство.

– Пойми, – говорил Шульц, – в этом нет ничего сложного. Придешь, на вахте возьмешь ключики, найдешь аудиторию и сядешь себе тихонько. Всё! Только подойди пораньше – минут за пятнадцать, посмотри тему семинара. На столе расписание, там все указано: и группа, и тема. Говорить не придется, спрашивай почаще. Студенты сами все расскажут. Сдюжишь?

– Да не вопрос! – бил себя в грудь Левкин. – Хоть два семинара! Опыт есть!

И действительно, некоторый опыт подобных мероприятий у Левкина был: как-то по просьбе классной руководительницы сына он рассказывал школьникам о безопасном поведении на путях (Левкин был железнодорожником).

– Самое главное, – говорил Шульц, – костюм. Комиссия московская – в любой момент могут заглянуть. Так что галстук – обязательно!

Левкин поутру выскочил было, одевшись по инерции, как к себе на работу, но вовремя спохватился, вернулся, переоделся и про галстук не забыл. А заодно прихватил бутылку коньяка, оставшуюся с ночи.

– Лёвкин? – спросила на вахте строгая женщина, записывая и выдавая ключи.

Левкин не стал ее поправлять и кивнул утвердительно, хотя фамилия его на самом деле произносилась и писалась через «е» – Левкин. Но с детства все вокруг, начиная с воспитателя детского сада и заканчивая коллегами по работе, упорно вставляли в его фамилию букву «ё».

Левкин получил ключи, без труда нашел аудиторию и занял место преподавателя. Для укрепления спокойствия отхлебнул коньяка. Он отыскал на столе расписание занятий и углубился в изучение. В графе напротив сегодняшнего числа стояло: второй курс, тема... Левкин отложил листок и протер глаза. Потом заглянул в расписание снова и произнес: «Да уж!». Удивляться было чему. В расписании черным по белому значилось: группа двести пять, хоровики-заочники, тема «ЗАПОЙ».

Левкин, как бывший советский студент, не доверял современному образованию, считая его несерьезным и легковесным, однако сейчас он оценил актуальность темы. Правда, сразу не совсем было понятно, с какой стороны это относится к музыкально-педагогической деятельности, но, с другой стороны, рассуждал Левкин, кому как не людям культуры разбираться в таких важных вопросах.

В аудиторию ввалилась группа молодых людей:

– А Иосиф Карлович где? У нас лекция...

– Заходите. Я за него, – ответил Левкин и на всякий случай, когда студенты расселись, решил уточнить: – Группа двести пять, хоровики-заочники?

– Да, – загалдели студенты, – мы.

– А тема у вас какая сегодня?

– Русская культура. Запой, – последовали ответ и хихиканье.

– Смешки на задней парте, – строго сказал Левкин, а сам подумал: «Ну что ж, запой так запой».

Потом, создав озабоченный вид, изрек:

– Тема серьёзная – готовьтесь. Я на минуту отлучусь.

В здании было тихо. Левкин вспомнил о московской комиссии, которая рыскала где-то по этажам, быстро отыскал туалет, заперся в кабинке, достал заветную бутылку и приложился. Хотел закурить, но, вспомнив об антитабачной кампании и о том, что в учебных заведениях курить запрещено вовсе, сунул сигареты обратно. Вместо этого выпил еще и решительно направился в аудиторию.

Зайдя в класс и оглядев студентов, Левкин, неизвестно с чего, вдруг почувствовал жалость к этим будущим деятелям культуры. На этом приступе сострадания он почему-то вспомнил о Макаренко. Вспомнил и о моральном долге и обязанностях настоящего педагога, кстати, в качестве которого он здесь и находился. А что он мог дать этим молодым, только начинающим жить людям? Только поделиться жизненным опытом. И хоть Левкин не считал себя алкоголиком, но некоторый опыт по части пролонгированного пьянства, что в народе зовется запоем, у него имелся. «Спрашивать не буду. Сам расскажу», – подумал он, с минуту помолчал, собираясь с мыслями, и начал вещать. А так как все хорошее в России начинается с Пушкина, с него он и начал: «Сосед наш неуч; сумасбродит; Он фармазон; он пьет одно, стаканом красное вино». С выразительными литературными сравнениями, эпитетами и метафорами говорил Левкин о проблеме запоя и его значении для русской культуры. Душа его, облаченная коньячными парами, порхала, а глаза студентов отслеживали каждый зигзаг его мысли. Подогреваемый этими взглядами, Левкин увлеченно импровизировал. Он говорил и говорил, извлекая из русского языка все выразительные средства.

За все это время один раз только сделал он паузу, чтоб перевести дух и выскочить до туалета. Потом лекция продолжилась с новой энергией. Левкин помнил, что в какой-то момент внимание аудитории переключилось на группу вошедших людей в костюмах и при галстуках. Среди них выделялась полная, крашеная блондинка. Она излишне суетилась и, видимо, на что-то пыталась намекнуть, строя рожи и подмигивая левым глазом. Наверное, ей было стыдно за опоздание, и Левкин позволил присутствовать опоздавшим. «Садитесь и слушайте!» – разрешил он великодушно.

И вновь покатилась мысль от мифического Диониса до современных достижений крымского виноделия. Левкин убедительно и стройно, как бильярдный кий, описывал различия между веселым летним запоем и депрессивным осенним пьянством, между задумчивым зимним питием и весенним винным променадом. Вдохновенно, как песня, звучал его голос. «Ах ты, пьяная тетеря, – вспоминал он из похождений Пахомыча и продолжал великим Высоцким: – Ой, где был я вчера!». ...А потом были аплодисменты?!

Хотя насчет аплодисментов Левкин уверен не был. Потому что на каком-то этапе память его закружила лихое фуэте, упала и распалась на осколки: как спускался он с Шульцем по лестнице, доставал ключи от дома и валился на кровать...

Сейчас звонили в дверь. Настойчиво. Пришел Шульц с коньяком, живо ополоснул бокалы и налил. Закуска, чуть подсохшая, стояла на столе со вчерашнего дня.

– Не родила ещё. Опять в роддом поехал, – вздохнул Шульц.

Выпили за здоровье будущей мамы.

– Ты как себя чувствуешь?

– Плохо, – ответил Левкин. – А виноват коньяк, будь он проклят!

– Ну ничего, – выпили за здоровье Мастера.

– Слушай, – Левкина, как новоиспеченного педагога, так и подмывало спросить о проведенном семинаре, – а что студенты? Довольны?

– Студенты очень довольны, – ответил Шульц. – И комиссия довольна. Обещали премию выписать.

– Кому?

– Мне, разумеется. По случаю рождения ребёнка.

От разливающегося тепла, удовлетворения от выполненного долга Левкину стало хорошо и захотелось, чтоб Шульц сказал еще что-нибудь приятное.

– А мне ничего не обещали?

Шульц засмеялся:

– Тебе общество трезвости заплатит. Я сказал, что ты лектор из общества трезвости. Пригласил лекцию прочитать на общественно значимую тему.

– А при чем тут общество трезвости? Зачем? – не понял Левкин.

– Это у тебя надо спросить, зачем. Зачем ты студентам о пьянстве начал рассказывать?

– Я же... ты же... – Левкин растерялся и почувствовал оскорбительную несправедливость. – У тебя в расписании эта тема стоит! И студенты подтвердили!

– Да, – согласился Шульц, – тема хорошая. А студенты чего хочешь подтвердят. Я по цыганской музыкальной культуре диссертацию пишу, вот и затолкал в лекции Запоя, чтоб лишний раз его помусолить, так сказать.

Шульц театрально вздохнул и развел руки.

– Так что спасибо. Спасибо за то, что ты так красочно ознакомил студентов с темой запоя. Но имелось в виду несколько иное. ЗА-пой, – Шульц сделал ударение на первом слоге. – Иван Иванович ЗАпой, русский дирижер и композитор конца девятнадцатого века. Из цыган, потому и фамилия такая необычная. Он ребенком с табора удрал, чтоб музыке учиться...

Левкин хлопал глазами и смотрел непонимающе. «Обидеться или покаяться», – думал он. Потер лоб и определился с покаянием. Опустил глаза. Ему стало стыдно, но не перед Шульцем, а перед студентами, которых, скорее всего, он больше не увидит.

Шульц тем временем продолжал:

– Ивану Ивановичу Запою предрекали большое будущее, но он умер молодым. Кстати, скончался в один день с Мусоргским.

– Надо же, – вздохнул Левкин.

Не чокаясь, выпили. Также, не чокаясь, помянули Мусоргского.

– Ладно, – сказал Шульц, – я поехал. Сегодня родит, я думаю.

Левкин проводил друга и отправился спать. И снились ему широкое застолье и цыганский табор, и затягивали они песню «Эх, разгуляйся, русская душа...», а посередине на возвышении стоял и дирижировал этим разноголосым хором Иван Иванович Запой – несбывшаяся надежда великой русской культуры.

Новая проза. ЗапойСергей Левченко - автор рассказа «Запой», занявшего третье место в номинации «Классический» (традиционный) III литературного конкурса «Новая проза». Всерьез начал заниматься литературным творчеством, по словам Сергея, благодаря именно «Новой прозе». Участвует в конкурсах сценариев и пьес на федеральных площадках, продолжает работу над детской повестью. Основной темой творчества автора являются судьбы людей, острые социальные конфликты, противоречия времени. Рассказ «Запой», как признался С. Левченко, написан в память о своей работе преподавателем ВСГАКИ. Лауреат I и II литературных конкурсов «Новая проза».

Новая проза. Запой

Новая проза. Запой

Новая проза. Запой

Новая проза. Запой

Новая проза. Запой

Новая проза. Запой

Новая проза. Запой

Новая проза. Запой

Новая проза. Запой

Новая проза. Запой

Новая проза. Запой

Читать далее

Источник