«Некрополь» жив, «Служба спасения» мертва: муниципальные предприятия Владивостока ждут масштабной реорганизации
Муниципальные предприятия живут в основном за счет аренды, продажи имущества и субсидий из городского бюджета. Однако есть во Владивостоке и прибыльные МУПы: например, ВПЭС и «Некрополь». Но и их скорее всего в ближайшие пять лет закроют. Работу таких предприятий обсудили в Думе города.
Госдума в первом чтении приняла законопроект, по которому нельзя будет создавать новые государственные унитарные предприятия, в том числе и МУПы. Председатель городской Контрольно-счетной палаты Алла Егорова напомнила, что до 1 января 2023 года предлагается сократить и реорганизовать большую часть унитарных предприятий (за исключением организаций, работающих в сфере обороны и безопасности, а также естественных монополий).
«Федеральная антимонопольная служба провела анализ и выявила, что по всей стране основной вид деятельности МУПов – это сдача имущества в аренду, – объяснила председатель Контрольно-счетной палаты Алла Егорова. – Другой источник дохода – получение субсидий от государства. Эти два момента указаны как негативные. По предварительным данным, предлагается все же оставить унитарные предприятия в области энергетики, транспорта и алкоголя (это вне муниципального образования). Во Владивостоке мы положительно оцениваем ликвидацию МУП "Недвижимость", о котором неоднократно говорили. 92% его имущества сдавалось в аренду. Мы тогда делали вывод, что это косвенное субсидирование, которое лишает бюджет доходов. МУП был присоединен к казенному учреждению, которое потом также присоединили к другому казенному учреждению».
Закрывающиеся и неприкосновенные
Три из 14 МУПов – убыточны, но неприкосновенны. Это «Аптека № 154», «Аптека № 219». Обе не только продают, но и производят лекарства – больше таких в городе нет. И стоматологическая клиника «Самсон», которая обслуживает множество пожилых горожан: там и цены ниже, чем в частных или даже государственных клиниках.
«Аквамир» (старый океанариум на набережной) и парк им. Лазо – тоже муниципальные предприятия. Их объединят, чтобы сконцентрировать доходы в одном. Называться оно скорее всего будет парком имени Лазо. Первый вице-мэр Ольга Козерацкая объясняет: бывший директор парка осужден и должен будет выплатить 19 миллионов в пользу этого МУПа.
Еще одна проблема – МУП «Служба спасения». Он не работает, люди там не числятся. Но на нем висят исполнительные листы десятилетней и более давности на 6 миллионов рублей. Кроме того, на его балансе, по данным городской Контрольно-счетной палаты, числится 18 машин в ужасном состоянии. Предприятия нет, а имущество у него есть.
Из прибыльных МУПов, например, есть «Центральный» – управляющая компания. Она неплохо работает, единственная проблема – банкротство «Дальспецстроя», у которого большая задолженность перед муниципальной управляйкой за электричество. В остальном все нормально.
МУП-хорошист – расчетно-кассовый центр РКЦ ЖКХ. Он будет развиваться и дальше, причем на него заведут еще несколько платежей – например, за детские сады (без процентов).
Мозгов не хватило
Из списка МУПов исчезли «Дороги Владивостока». Оно ликвидировано с 11 июня, его функции выполняет муниципальное бюджетное учреждение «Содержание городских территорий» (до реорганизации на предприятии выявили пропажу более 17 миллионов рублей) и «Спецзавод № 1» (он передан краю, переименован в «Приморский экологический оператор» и стал новым регоператором по обращению с бытовыми отходами).
«МУП "Дороги Владивостока" уже несколько лет не осуществлял муниципальные заказы. Сейчас мы посмотрели данные ЕГРЮЛ: в городе действует казенное учреждение "Дороги Владивостока" и МБУ "Содержание городских территорий" с дублирующими функциями», – заметила Алла Егорова.
Ольга Козерацкая объяснила: в МУП «Дороги Владивостока» было материальных ценностей на 35 миллионов. «Закрыть его в таком состоянии было практически невозможно. Вы это прекрасно знаете, – обратилась Козерацкая к КСП. – У нас была там проведена большая аудиторская проверка, инвентаризация. И выяснилось, что большая часть имущества закупалась еще при строительстве объектов саммита АТЭС. С 2011 года! Ни у кого даже мозгов не хватило разными частями куда-нибудь посписывать эту плитку гранитную, лотки для отлива, ливневки... 10 лет не брали, не пользовались и не ремонтировали дороги с учетом этих материалов. 7 миллионов было просто похищено! Вот оно – заявление в полицию».
Поскольку МУП с имуществом закрыть было нельзя, его решили передать в бюджетное учреждение, которое является правопреемником.
Ненадежный причал
«Морская береговая инфраструктура» – этот МУП ведает городскими причалами. «Оставлять ее в существующем виде не представляется возможным, – рассказывает Ольга Козерацкая. – На двух аварийных причалах производится высадка и посадка людей, приходится сейчас ставить понтоны. В этом году около 16 миллионов рублей заложено на проектно-изыскательские работы. В следующем году будем думать, как двигаться».
Председатель комитета по экономической политике и муниципальной собственности Василий Васильев заметил, что у Думы давно были вопросы по «Морской береговой инфраструктуре». А точнее, по ООО «Танира», которое и осуществляет морские перевозки. Зачем, переспросил депутат, нужен МУП, если он сдает в аренду имущество организации, которая даже не вкладывается в развитие причальной инфраструктуры.
«В 2010 году объекты передавались на баланс МУПа с износом около 70%. А объекты морской береговой инфраструктуры запрещено эксплуатировать, если износ более 30%, – заметил Васильев. – По факту при возникновении несчастного случая ответственность несет директор МУП, а "Танира" при этом перевозит людей. И неплохие деньги из бюджета идут на компенсацию ее деятельности: на этот год запланировано более 70 миллионов рублей. Предложение – сконцентрировать всю работу в МУП, самим эксплуатировать теплоходы, чтобы они осуществляли перевозку пассажиров. Потому что сейчас ремонт судов и инфраструктуры делает администрация».
С другой стороны, как отметила Ольга Козерацкая, город вынужден субсидировать морские перевозки, потому что иначе билет будет стоить 600 рублей: топливо и содержание судов обходится дорого.
Свет, автобусы и похоронка
И, наконец, три самых больших МУП. Это ВПЭС – электрические сети. Вообще большую часть совокупных доходов муниципальных предприятий Владивостока приносят именно энергетики – 1,41 миллиарда за первый квартал. Здесь работают 1700 человек. Кредиторская задолженность перед ВПЭС – около 1,6 миллиардов. Дело в том, что расчеты с поставщиками идут после поставок услуг – и в первом квартале, чисто технически, поставок еще нет. От города ВПЭС получают субсидии, которые тоже в данный момент находятся в оформлении.
МУП «ВПОПАТ» – автобусное предприятие. Доходы его – 70 миллионов, но предприятие в минусе. 234 человека зарабатывают в среднем 46 000 рублей. Как сообщил вице-мэр Владимир Черепков, одновременно с приобретением новых автобусов, прорабатывается и улучшается ремонтная база. Город учел и негативный опыт «с использованием некондиционного топлива» – это повлияло на удорожание ремонта. Состояние старых автобусов, а это около половины всего подвижного состава на балансе МУПа, сейчас тоже оценивают, чтобы понять, что еще можно восстановить, а что надо списывать, продавать или утилизировать.
А под конец – МУП «Некрополь». Оно осуществляет похоронные услуги. Это предприятие за три месяца вышло в плюс на 24,25 млн, расходы – 22 миллиона. Здесь трудятся 87 человек со средней зарплатой более 51 000 рублей.
Не так давно в Думу Владивостока поступило предупреждение УФАС, касающееся того, что местное законодательство по содержанию кладбищ идет вразрез с федеральным. Речь о том, что «Некрополь» по муниципальному правовому акту – это специализированная организация в области похоронного дела. А вообще-то это ограничивает конкуренцию.
Ольга Козерацкая возразила: эти полномочия у «Некрополя» никто не заберет по одной простой причине. В городе есть невостребованные трупы, бездомные, люди, которых не могут опознать после аварий. «Кто-то этим должен заниматься. Тела должны собирать на улицах – простите, но это так. Их должны вывозить с приютов, с больниц, с подвалов. Мыть, оформлять документы и хоронить. Это полномочия города. Ни одна коммерческая структура этим не будет заниматься: это не прибыльно. Есть еще процессы, когда должно пройти вскрытие, тело должно лежать в морге несколько дней. А за морг надо заплатить, потому что своего городского морга нет, ведь полномочия здравоохранения забрал край. Чувствуете?»
Во Владивостоке в первом квартале 2019 года числилось 16 МУПов, в них работали 2455 человек, средняя зарплата – 47 831 рубль в месяц. За три месяца муниципальные предприятия вкупе заработали 1,69 миллиарда рублей. Однако расходов все же больше – 1,8 миллиарда. Дебиторская задолженность снижается, кредиторская – растет. Сейчас осталось 14 – «Спецзавод» и «Дороги Владивостока» закрыты. В процессе закрытия – «Медтехника» и «Стеклотара», их реорганизуют к сентябрю. Останется 12 МУПов. А к концу 2021 года, планирует мэрия, в городе останется восемь МУПов.