«Не корысти ради, а токмо пользы для» – год Олега Гуменюка на посту главы администрации Владивостока
Ровно год назад Олег Гуменюк официально стал главой администрации Владивостока по решению конкурсной комиссии при городской Думе. В конкурсной речи Олег Гуменюк позиционировал себя хозяйственником, обещал решать основные городские проблемы и приводить Владивосток в порядок. Что удалось сделать за год, а что кануло в Лету — читайте в обзоре VL.ru.
Мы не будем далеко ходить и возьмём за основу программу Олега Гуменюка, с которой он пришёл на «мэрский конкурс» 18 марта 2019 года, а затем вышел в финал 28 марта. Напомним, 23 из 28 городских депутатов поддержали кандидатуру Олега Гуменюка на пост главы администрации Владивостока. Сами они ему позже давать оценку отказались, «умыв руки» и сказав, что такие предложения «некорректны».
Отметим, что это тот редкий в новейшей истории Владивостока случай, когда мэр города и губернатор края не заняты выяснением отношений друг с другом, а работают в одной связке. Кроме того, Олега Гуменюка называют «ставленником» Олега Кожемяко, хотя сам он это отрицает.
Про дороги
Итак, в конкурсной речи Олега Гуменюка основной упор был сделан на дорожную тему: строительство моста в районе Гамарника, ремонт Рудневского моста, ремонт прочих городских дорог, в том числе по национальному проекту БКД.
Мост в районе Гамарника не появился даже в зачаточном состоянии — по проекту требовалось провести дноуглубительные работы Второй речки. Но пока на сегодняшний день русло только расчистили – впервые за 10 лет. А углубление дна относится к краевым полномочиям. Соответственно, проект «замёрз» на неопределённый срок.
Ремонт Рудневского моста за год тоже не сделали. Планируют провести в этом году — текущий. О капитальном пока город не объявлял, в этом году только планируют разработку нового проекта. Некрасовский путепровод за средства «Единой субсидии» капитально отремонтируют в этом году вместо предыдущего.
Полные итоги дорожной деятельности Олега Гуменюка за 2019 год можно прочитать в нашем спецматериале, но если кому-то лень, то напомним: реализацию нацпроекта БКД Владивосток провалил. Горожане справедливо злились на обилие бордюров и недостаток асфальта, тогда как всем хотелось бы наоборот. Подрядчики всех подвели и всё бросили. Некапитальный ремонт тоже делали через пень-колоду — разметку, например, рисовали поверх ям. А в других местах свеженанесённые линии тут же укатывались асфальтом. На дорогах появлялись гигантские «порталы», ремонты затягивались, а на главу города ругались губернатор и полпред.
Но хорошее тоже было — наконец-то, впервые за много лет, капитально отремонтировали вечно проблемную улицу Шефнера. Уложили ровный асфальт в нескольких посёлках Русского острова. Значительную часть улиц по национальному проекту всё-таки доделали, хоть и с трудом.
Часть планов Олега Гуменюка была довольно долгоиграющей, не рассчитанной на реализацию за год. К таковым можно отнести, например, проект реконструкции развязки на Фирсова или мост через пролив Босфор-Восточный.
Общественный транспорт
Олег Гуменюк обещал довести до ума работу общественного транспорта во Владивостоке. До него такие обещания давали примерно все градоначальники, но никому из них это не удалось. К плюсам отнесём внедрение безналичной оплаты за проезд — это действительно успех и большое достижение, учитывая все прежние попытки. Безнал пока работает с перебоями, что иногда приводит к конфликтным ситуациям. Но в целом начало положено.
Также в городе появился новый транспорт — закуплено более 100 автобусов, а из Москвы пришли несколько трамвайных вагонов, более новых, чем весь трамвайный парк Владивостока. Купили и два электробуса, которые пока стоят в гараже. В большинстве автобусов установили системы видеонаблюдения, а частных перевозчиков начали жёстче контролировать и больше штрафовать.
А вот к не самым лучшим инициативам администрации города под руководством Гуменюка можно отнести обновление маршрутной сети. Её, напомним, решили переделать — часть старых маршрутов убрать, часть видоизменить и добавить парочку новых. Первоначальная версия не понравилась никому, поэтому сотрудники управления транспорта начали «гастрольный тур» по всем районам города для встреч с населением и выяснением, кому и что нужно. В итоге проект переделали и обещали ввести в этом году, но пока этого не случилось.
Ещё одно проигрышное решение было принято администрацией города осенью прошлого года, когда в общественной транспорте резко подорожал проезд. Так, в автобусах стали брать на пять рублей больше, а техника при этом в большинстве осталась старой и грязной. Этот конфликт не решён до сих пор.
Общественные пространства
В центре внимания тогда ещё потенциального главы города была и морская береговая инфраструктура. За год с инфраструктурой ничего не произошло: нашли разработчика проекта реконструкции причала на острове Попова, который давно уже в аварийном состоянии. Да ещё город закупил два судна на воздушной подушке за 44 млн рублей для организации морских пассажирских перевозок, но они пока не в строю. Пирсы напротив спорткомплекса «Олимпийский» всё ещё не получили ремонта и реконструкции.
Ещё Олег Гуменюк обещал сохранять парки, леса, благоустраивать набережные. Так, например, начали ремонт в парке Минного города — чинят ливнёвку и будут обновлять лестницы. Администрация города сейчас судится и иногда даже выигрывает суды по скверам, которые много лет назад неизвестным образом перешли в частные руки под застройку.
При этом мэрия завершила приёмку и планирует реконструкцию Покровского парка. Сама по себе идея хорошая, но горожане в штыки восприняли проект реконструкции проезжей части и создания автобусного кармана у главного входа в парк. А всё потому, что для этого придётся снести старинную подпорную стену. Но людей не услышали, проект продолжают разрабатывать и утверждать в первоначальном виде.
А вот с подрядчиками и здесь пока не везёт. Сквер Невельского и сквер им. Пушкина так и не доделаны. Сквер им. Щетининой — тоже, его бросили сразу несколько подрядчиков.
Приняв прошлые ошибки как в проектах, так и в выборе проектировщиков, Олег Гуменюк учредил новую муниципальную организацию — Дирекцию по общественным пространствам. Сейчас они будут заниматься разработкой концепций парков, скверов и пешеходных зон. Возможно, что-то изменится к лучшему. На пост вице-мэра, курирующего эту сферу, был принят Азат Ислаев, который имеет опыт подобной деятельности в Казани.
Новой организации в этом году предстоит заниматься несколькими скверами. Всего в 2020 году планируется благоустроить пять территорий: Крымский сквер на улице Светланской, 147, Жариковский в районе остановки транспорта «Дальзавод», сквер Игнатьева у домов 68-74а по Океанскому проспекту, а также территории в районе ул. Надибаидзе (Калинина, 230) и в поселке Трудовое на улице Лермонтова, 91.
Снос незаконных конструкций
В рядовую и регулярную процедуру превратился снос незаконных объектов — рекламных конструкций, гаражей, павильонов и прочего. Здесь тоже регулярно происходят спорные ситуации — например, на Ахлёстышева снесли пляж для инвалидов, а в бухте Аякс велено демонтировать объекты благоустройства пляжа, которые сделал арендатор. Все арендаторы говорят, что неоднократно обращались в мэрию с тем, чтобы узаконить свою деятельность, но им в этом было отказано.
При этом реформа нестационарных торговых объектов всё время переносится — от владельцев требуют приведения всех киосков к единому стилю, но сам стиль разработать не могут. Конкурс объявлялся несколько раз, но на него не выходили участники. Итоги последнего конкурса, который проводили осенью, до сих пор неизвестны.
В этом году обещают очистить от рекламы Некрасовский путепровод после ремонта. Олег Гуменюк, кстати, признаёт, что около 80% рекламных конструкций во Владивостоке нарушают законодательство.
Земля, застройка и недвижимость
Полномочия по распоряжению неразграниченными земельными участками перешли с краевого на муниципальный уровень уже при Олеге Гуменюке. Он принял на пост замглавы-«куратора» нового направления весьма спорную фигуру — Наталью Соколову, которую даже Миклушевский увольнял с намёком на некие коррупционные факторы. Новая структура по-прежнему работает не лучшим образом — даже год спустя штат неукомплектован.
Вот уже почти год земельную сферу пытаются привести в порядок, но тщетно. Город не в состоянии бороться со злоупотреблениями со стороны резидентов свободного порта Владивосток (СПВ) до изменений в законодательстве. Но и без резидентов сроки рассмотрения заявлений от потенциальных арендаторов сильно затягиваются. Кроме того, договоры аренды земельных участков не продлеваются на неопределённый срок по решению Верховного Суда и позиции ФАС — когда срок аренды подходит к концу, мэрия аннулирует запись в Росреестре и арендатор остаётся ни с чем, даже если вложил порядочные средства в обустройство земли.
Хоть Олег Гуменюк и обещал «упорядочивать строительство», точечная застройка, увы, всё равно цветёт и пахнет. В конфликтные ситуации внутри муниципалитета приходится вмешиваться уже региональным властям. Иногда жителям удаётся победить, как было в случае со стройкой на Надибаидзе. Но чаще, как происходит на БАМе, на Гамарника и во многих других районах — точечные высотки продолжают расти. Правда, сейчас хотя бы в некоторых случаях удаётся добиться конструктивного диалога между жителями и застройщиками.
Аварийное жильё тоже расселяют, хоть и не быстро: четыре таких барака снесли во Владивостоке по решению администрации города в 2019 году. Это двухэтажные деревянные строения на Верхнепортовой, 41, Гоголя, 39 и Коммунаров, 31 и 37. Собственникам аварийного жилья приобретены новые квартиры.
Детские сады и школы
В конкурсной речи Олег Гуменюк обещал построить две школы и несколько детских садов. Но это тоже, как оказалось, не самая жизнерадостная и приятная для главы сфера. Здесь его заместители, в частности Ольга Козерацкая, показали себя то ли не очень компетентными, то ли не очень честными чиновниками. Так, город её устами неоднократно заявлял, что в срывах сроков по строительству четырёх детских садов в прошлом году виноваты подрядчики и только подрядчики. Корреспонденты VL.ru не поленились и заглянули в картотеку Арбитражного суда, где и выяснили, что подрядчики начинали стройку по заведомо некачественным проектам, которые утверждались городом. Когда на стройке возникали непредусмотренные контрактом работы, подрядчики их выполняли, а город потом не оплачивал. В итоге на данный момент бюджет Владивостока должен компаниям за такие доделки около 50 млн рублей. После публикации этой информации ответственных за строительство чиновников вызвали «на ковер» депутаты городской Думы. Внятных ответов они не получили, а ведомству в итоге устроили структурную реформу.
Оду из двух обещанных мэром школ восстановили — это бывшая школа № 55 на Снеговой (филиал школы № 82), которая примет учеников после многолетнего перерыва уже в этом сентябре. Вторую школу, на Патрокле, начали строить – площадка отгорожена забором, ведутся земельные работы.
Не с самой лучшей стороны показал себя Олег Гуменюк в скандале с садиком на Тихвинской. Город хотел детский сад между госпиталем ветеранов войн и Морским кладбищем, а жители яростно противились вырубке последнего клочка защитного леса. На публичных слушаниях по проекту собрались около двухсот человек, которые без всякого стеснения выражали своё мнение. Олег Гуменюк публично вышел из себя, перебивал спикеров, отбирал микрофон — словом, вёл себя не очень корректно.
Затем город попытался непублично протащить проект через некие общественные организации, не имеющие отношения ни к Тихвинской, ни к её жителям. Пока жители победили — мэрия от планов по строительству садика отказалась. Но в Генплане зона предполагаемого строительства осталась таковой без изменений.
Уборка города
Одним из главных показателей работоспособности любого главы Владивостока является уборка города — как от снега зимой, так и от пыли и прочего мусора в тёплый сезон. Олег Гуменюк не раз заявлял, что видит «свою роль как хозяйственника». Видимо, за это ему и досталось испытаний от природы – дожди летом 2019 года и снега с ноября по март проверили мэра на «хозяйственность». Результат горожан не удовлетворил.
Летом прошлого года из-за многочисленных и продолжительных дождей смывало весь дорожный ремонт, топило якобы отремонтированные ливнёвки и сносило свеженькие бордюры. Вода стояла в подвалах домов, с косогоров сползал грунт, падали деревья, а с домов срывало крыши.
Мэрия летом закупала технику для уборки дорог, которой активно пользовалась во время тайфунов. Пригодилась она и зимой.
Напомним, у всех градоначальников в новейшей истории Владивостока не получалось должным и оперативным образом справляться со снегопадами. Не сразу научился и Олег Гуменюк. Первый снегопад пришёлся на его мэрскую долю в ноябре 2019 года — и справиться с ним быстро не получилось. Осадки из снега с дождём начались в ночь на 18 ноября. Пролитый заранее реагент смыло с дорог и они заледенели. Дальнейшая уборка велась «неудовлетворительно», но снег сам растаял через несколько дней.
Прежние ошибки были в целом учтены при последующих снегопадах, хотя и тут есть, к чему придраться. Последствия суточного снежного шторма с 7 на 8 января убрали за два дня. Следующий серьёзный снег прошёл 16-17 февраля — его убирали дольше и хуже. В последний день февраля центральные дороги быстро почистили, а внутриквартальные — нет. Мартовские снега, если и выпадали, то почти сразу таяли. Горожане возмущались образующейся на дорогах и тротуарах снежной кашей и ледяной коркой, а затем — грязью и лужами. Кстати, с вывозом снега дела обстояли хуже, чем с уборкой — его оставляли у обочин и тротуаров. Днём снег таял, а вечером подмерзал, образуя на дорогах тонкую ледяную корочку, очень опасную для пешеходов и водителей.
Экология
С 1 января 2020 года Приморский край вступил в «мусорную реформу» – получилось так себе. По большому счёту, к Олегу Гуменюку реформа отношения не имеет — ей занимались региональный власти. Но когда компании, подконтрольные бывшему градоначальнику Владимиру Николаеву, не справились с вывозом мусора, администрации города тоже пришлось подключаться – техника городского предприятия стала вывозить накопившиеся отходы и ликвидировать образовавшиеся стихийные свалки. Здесь мэр отстранятся от проблемы не стал.
А с другой стороны во Владивостоке давно уже образуются стихийные свалки из покрышек. Жителям Владивостока запретили использовать автомобильные шины в качестве оградок и украшений дворов еще в августе 2018 года. После этого в течение года резину вывозили тоннами, складировали на площадке «Спецзавода» – но мощностей для переработки шин в городе не хватило. Требование по утилизации продлили на год, но 1 августа 2019 года сотрудники администрации Владивостока, работники ТСЖ и управляющих компаний так и не успели вывезти все покрышки из городской черты. В итоге депутаты продлили переходный период до 1 января 2021 года.
Вместо эпилога
В свое время экс-мэр Владивостока Виталий Веркеенко, руководивший администрацией немногим более 9 месяцев, назвал бюджет приморской столицы «лоскутным одеялом, которое не знаешь в какую сторону перетягивать». За прошедший год ничего особенно не изменилось.
При новом градоначальнике в 2019 году казна подросла почти до 22 млрд рублей, много денег приходило с федерального и регионального уровня. Но на 2020-ый бюджет опять ужался — сейчас он не дотягивает и до 20 млрд рублей.
Даже почетные статусы столицы Приморского края и Дальневосточного федерального округа не принесли городу ощутимых финансовых преференций. На 2020 год в городскую казну поступили всего 300 миллионов на исполнение Владивостоком представительских функций административного центра региона. Как сообщили власти, деньги пойдут преимущественно на озеленение. Еще 13,8 миллионов — на переселение граждан из аварийного фонда.
Остается лишь гадать, что Олег Гуменюк и его команда смогут сделать в таких условиях, если казна города продолжит сокращаться, а проблемы будут нарастать.