«На второй обед – пирожок с капустой»: пассажирам недостаточно одной подачи горячего питания при перелётах из Владивостока в Москву
С 27 апреля на рейсах «Аэрофлота» из столицы во Владивосток, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский и Южно-Сахалинск урезали питание. Остался только один полноценный обед – через два часа после взлёта. Вместо второй подачи блюд теперь выдают пирожки или «снэковые батончики». Официально меню утвердили до 15 мая, но и сейчас на борту при длительных перелётах горячий обед подают один раз.
Ранее во время длительных перелётов была предусмотрена и вторая подача горячих блюд. С весны её заменили «снэковыми батончиками», изначально предназначенными для лёгкого перекуса.
При этом с января 2020 года повысилась стоимость перелёта из Владивостока в Москву компанией «Аэрофлот» и дочерней «Россией». Как сообщали в «Аэрофлоте», компания впервые с 2018 года увеличила тарифы на достигнутый уровень инфляции, что связано с ростом основных расходов, в частности на топливо.
Ещё осенью 2019 года билет до Москвы в эконом-класс «Аэрофлота» можно было купить за 12 500 рублей, «России» – за 11 000, а после Нового года – за 13 050 и 11 475 соответственно. Сейчас стоимость перелётов ещё увеличилась: эконом-класс компании «Аэрофлот» – за 15 660, «России» – за 13 770 рублей. Полёт классов «комфорт» и «бизнес» тоже стал дороже из-за топливного сбора. Сейчас «комфорт» обойдется от 62 тысяч рублей, «бизнес» – от 114 тысяч рублей.
Владивостокцы, летавшие в июне-августе в Москву и обратно, отмечают, что уровень сервиса компании стал хуже. Урезали питание, перестали выдавать пледы и тапочки – их принесут только по запросу и то не всегда. Зато на борту теперь выдают защитные маски: во время полёта их предлагают сменить два раза, на некоторых рейсах – каждые два часа. По-прежнему разносят напитки.
Для некоторых пассажиров изменения в меню показались незначительными и не вызвали сложностей. «Меня еда вполне устроила. Голодной не была. В Москву летела 22 июля, оттуда – 2 августа. Второго полноценного питания действительно не было. При перелёте в ту сторону как перекус давали пирожок с капустой, обратно – «батончик мюсли». Из горячих блюд, как всегда: на выбор курица с рисом или говядина с картошкой, салат, хлеб, булочка, масло, десерт. Предлагали напитки: чай, кофе, соки или воду», – рассказывает Кристина.
«В Москву летела 4 июля «Аэрофлотом» в классе «эконом». На обед были рыба или говядина с картошкой, овощной салат, закуска из черри с грибами, булочка, хлеб и масло. А на второй перекус вместо горячих блюд – чай или кофе с шоколадным кексом», – говорит Анастасия. При перелёте каждые три часа выдавали новые медицинские маски и забирали старые, по запросу приносили пледы, отмечает девушка.
Для некоторых пассажиров изменения в меню – проблема: одного обеда недостаточно на восьми-девятичасовой перелёт. Зато маски на борту «Аэрофлота» и «России» меняют каждые 2-3 часа, но пассажиры ими не пользуются. А вот на отсутствие пледов жалуются многие – их мало, всем не выдают.
«Мало того, что цена билета повысилась на 600 рублей, кормят нормально только один раз. На перекус дали пирожок с капустой. Когда летели в обратную сторону, так и вообще вместо второго питания – маленький фруктовый батончик. Про пледы, подушки и тапочки тоже можно забыть. Надеемся, что это только на время карантина», – делится Александра, которая летела в Москву 19 июля «Аэрофлотом» в классе «эконом».
По словам девушки, хоть в салоне и выдавали защитные маски, находиться в самолёте в них невозможно, тяжело дышать. Поэтому на борт все заходят по правилам – в масках и перчатках, а после их снимают. Единственный плюс – большое количество свободных мест, пассажиры сидели через одного.
Не на всех рейсах отсутствует второе полноценное питание. Кому-то из купивших билеты везёт – горячие блюда им, как и раньше, предлагают дважды. «26 июля вылетали на самолете «Россией» в экономклассе из Владивостока в Москву. Вторым обедом нас покормили. Сначала из горячих блюд давали рис с рыбой или макароны с говядиной, хлеб, масло, булочку и десерт. Второй раз предложили рис с рыбой и овощами или пюре с курицей», – говорит Екатерина. Однако девушка добавляет, что было очень холодно, а пледы не выдавали, пришлось мерзнуть.
Горожане успели слетать на каникулы прямым рейсом Владивосток – Симферополь. Сейчас маршрут отменён. Компания объясняет это тем, что упал спрос на туризм внутри страны в связи с открытием международных направлений. Мария летела в Симферополь 11 июля. Горячее питание предлагали дважды: на обед – курицу с рисом, а на завтрак – кашу с джемом, булочку, масло и конфету. При входе на борт руки обрабатывали антисептиком, но дистанция не соблюдалось: был полный салон.
Второй полноценный обед не стали урезать в классе «комфорт», хотя в меню также заявлено одно горячее питание и перекус. Но тоже не выдали пледы и подушки.
«Летели 6 августа «Аэрофлотом» в классе «комфорт». На обед давали рис с кальмаром и овощами, салат из моркови, картофеля и курицы, закуску из перчиков, корнишона и двух видов мяса, булочку, масло, хлеб и пирожное. Было и второе полноценное питание: паста с курицей, закуска из красной рыбы с цукини, закуска из картошки с курицей. Это притом, что в меню вместо второго блюда был заявлен только лёгкий перекус. Пледы и подушки не выдавали, сказали, что это небезопасно», – рассказывает Татьяна.
К слову, второе полноценное питание не отменяли и на международных направлениях, по длительности перелета сравнимых с полётами на Дальний Восток России. Например, на рейсах из Москвы в Гонконг, Гуанчжоу, Сеул, Токио, Бангкок, Пхукет, Ханой, Хошимин и Шанхай бортпроводники должны подавать не батончики, а полноценные блюда с говядиной, куриные рулеты, моцареллу, помидоры черри, пшенную кашу с тыквой и черносливом.
«Меню» со снэковыми батончиками и пирожками, как указано на сайте авиакомпании, должно было действовать до 15 мая 2020 года. Однако после этой даты «Аэрофлот» не публиковал никаких изменений в питании на дальневосточных рейсах. Приписка о том, что «состав меню класса «эконом» может быть изменён по инициативе ПАО «Аэрофлот» в любом объёме и в любое время без публикации на сайте уточняющей информации», осталась.
Официально авиакомпания «Аэрофлот» не делала заявлений по поводу сокращения меню для дальневосточных рейсов, как и не даёт комментариев журналистам по этому поводу. Никаких объяснений, почему было урезано питание во время продолжительных перелётов по России и стоит ли ожидать возвращения второго горячего блюда, представители авиакомпании также не дают.