На Сахалине депутаты по-прежнему не могут разобраться в туалетных полномочиях

Сахалинские депутаты поговорили о бюджете на туризм на заседании профильного комитета. Предполагается, что привлечение гостей на острова в 2020 году обойдется в 454 208 800 рублей, что меньше, чем в 2019, на 77 557 100 рублей.

Снижение произошло за счет сокращения ассигнований на технику для "Монерона" и уменьшения расходов на продвижение туристского продукта Сахалинской области на международном и российском рынках. Как и все цифры бюджета, это пока не окончательная стоимость, в течение года могут внести изменения поправками.

Сахалинские депутаты пытались сохранить регламент и перейти сразу к вопросам, но глава агентства по туризму Наталья Пахолкова решила бойко доложить о ситуации с туалетами. Так как эта тема была даже вынесена в отдельный вопрос, возмущаться никто не стал.

Пахолкова рассказала, что в 2019 году выделили приоритетный пилотный туристический маршрут, так называемое южное кольцо, куда вошли Южно-Сахалинск, Взморье, Ильинское, Холмск. Трасса, соединяющая населенные пункты, должна была обзавестись навигацией и туалетами.

Пока туалеты установлены не везде, где-то опаздывают по срокам доставки модулей. Но в целом, рассказывает Пахолкова, до конца года установят все 15 туалетных модулей, в этом году обустроили шесть муниципальных образований области. Через две недели агентство планирует лично выехать на маршрут и проверить ситуацию.

В 2020 году хотят установить ещё порядка 10 туалетных модулей, но сделать это планируют до 1 мая, а не как в этом году — в декабре, чтобы с началом туристического сезона люди могли путешествовать с комфортом. Кроме того, на сегодня есть список приоритетных туристических маршрутов, их 14, и все они находятся в радиусе 40-60 километров от областного центра. Эти направления будут благоустраивать прежде всего.

Особенно о туалетах переживал Александр Болотников. Он высказал наболевшее за 20 лет — туалетов на трассе не хватает, а многие точки общепита ими не оборудованы. Министерство транспорта построило туалеты там, где они нужны по нормам, а не так, как необходимо людям.

Здесь же Болотников предложил министерству торговли поработать с точками общественного питания: либо предусмотреть субсидию для строительства туалетов, либо обустроить их самим, а владельцам кафе отдать их в аренду под нулевую ставку. Сам Болотников утверждает, что все лето выслушивал жалобы от жителей Смирных по поводу неработающего туалета во Взморье.

И.о. министра транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области Эдуард Ри рассказал в ответ о своем опыте посещения островных туалетов: во Взморье его условия полностью устраивают, как, впрочем, и в Томари. Дело в том, что в черте населенного пункта проще обустроить капитальный объект, а вот на участках между ними это сложнее и, по словам чиновника, нецелесообразно — нет ни связи, ни воды, ни света, ни охранять, ни содержать объект не получается.

— Если есть возможность построить и потом его содержать, то мы это и делаем, а на перегонах трассы, я считаю, это делать нецелесообразно, потому что вы знаете — туалет надо будет ещё и охранять, — выступил Эдуард Ри.

— Согласен, туда же пойти практически невозможно, в те, которые на трассах стоят между населенными пунктами, туда страшно даже зайти, — согласился Олег Саитов.

Тогда Александр Болотников решил вновь воззвать к министерству торговли и продовольствия, чтобы ведомство заставило предпринимателей во всех точках общественного питания обустроить туалеты. Но заместитель министра с депутатом общий язык не нашла: в магазинах (если площадь не выше 1000 "квадратов") их быть и не должно, а во всех кафе они, по мнению специалиста, есть, а если и нет, то бизнес несет полную ответственность, так как это нарушение норм.

Болотников попытался объяснить, что он здесь не виноватых ищет, а пытается решить проблему. Возможно, предпринимателям нужна субсидия на туалеты, тогда область могла бы помочь. Но эта дискуссия не дала ничего, кроме негатива и явного раздражения с обеих сторон.

— Но, Александр Анатольевич, это не наши полномочия — общественные туалеты. Ну давайте по полномочиям. Это или муниципальные образования, или ЖКХ, но никак не мы. То, что внутри объектов питания — я согласна, — выступила заместитель министра торговли.

— А я и говорю внутри объектов питания, — ответил Болотников.

— А то, что внутри объектов — есть, общественные — не наши полномочия.

— Да ваши будут полномочия! Губернатор бы вам сказал, вы бы завтра побежали делать! — эмоционально высказался Болотников.

Если депутаты по-прежнему не могут разобраться в туалетах, возможно, идея о создании профильного ведомства была не лишней. А пока к делу подключаются и газовые заправки.

Александр Болотников предложил все-таки рекомендовать министерству торговли проработать туалетный вопрос. Но навряд ли из этого что-то выйдет. Земли рядом с объектами общественного питания им не принадлежат, что-то там строить они не имеют права, даже если бы желание и было. Эту же мысль до депутата попытался донести Эдуард Ри на своем примере — трассы внутри населенных пунктов обслуживает муниципалитет, остальное в ведении министерства, но это не особо помогло.

Андрей Поляков внес ещё одно предложение, он решил выступить в интересах женщин и предусмотреть для них больше кабинок в туалетах, чем для мужчин. По наблюдением депутата из поездок, женская очередь намного длиннее, когда, например, останавливается автобус. Поляков не хочет, чтобы девушки мерзли на улице в ожидании.

Анатолия Кочнева интересовали другие моменты, а точнее, статистика. Он спрашивал увеличилось ли количество туристов в 2019 году по сравнению с 2018. Пахолкова отметила, что на сегодня система подсчета несовершенна: Росстат учитывает посетителей всех мест размещения (гостиниц, отелей, хостелов), в то время как реальных организованных туристов из них около 30 процентов.

— На сегодняшний момент всего лишь 30 процентов — организованные туристы. Организованные туристы — это те, кто покупает полный пакет (перелет плюс проживание) у наших туроператоров. Если говорить от нашей суммы, 286, то есть 30 процентов — порядка 30 тысяч — это организованные, не более того, — отметила Пахолкова. — По итогам летнего сезона туроператоры у нас фиксируют прирост от 20 до 40 процентов.

С инициативой выступил и Юрий Цой. Он предложил предусмотреть субсидию для предпринимателей, которые развивают туризм, примерно до 50 миллионов, возможно, дать и другие послабления. Но Пахолкова заверила: "изобретать велосипед" нет нужды, такая мера поддержки уже предусмотрена.

Если подробнее говорить о цифрах бюджета, то в 2020 году область пока хочет заманить всего 200 тысяч человек, как написано в программе. Самая большая статья расходов здесь — субсидия муниципалитетам, 312 590 500 рублей. Второе место отнимают финансовое обеспечение "Монерона" и туристско-информационного центра за 115 721 300 рублей.

Остальные суммы значительно скромнее: 16 миллионов на рекламу островного туризма в СМИ, 6 750 000 на субсидии юридическим лицам, которые занимаются туризмом, 3 147 000 — аналогичная статья расходов, но уже на коммерческие организации. Позднее дума рассмотрит бюджет ещё раз, но уже целиком и на заседании.

Источник