На двух заправках во Владивостоке нет 98-го бензина – Приморский топливный союз ожидает дефицита и подорожания
На сети «Октант» уже несколько дней нет АИ-98. У «Бензо» нет ни 98-го, ни 95-го бензина. В Приморском топливном союзе указывают на высокие оптовые цены, недостаточное предложение со стороны крупных компаний и монополию на рынке.
З августа заправка «Бензо» на Заре была закрыта, на других не было ни АИ-95, ни АИ-98. Сеть «Октант» приостановила закуп АИ-98 на неопределённый срок. В Приморском топливном союзе говорят, что на Дальнем Востоке фактически сложилась монополия – топливо на бирже продаёт только «Роснефть» с Комсомольского НПЗ. Компания «ННК» с Хабаровского завода на биржу топливо не поставляет. А между тем оптовая цена на него растёт.
«Себестоимость 98-го бензина при покупке на бирже с Комсомольского НПЗ с учётом доставки до Владивостока составляет 52 рубля за литр. С Ангарского НХК – 55 рублей за литр. В рознице цена должна быть 56-58 рублей. Поэтому мы приняли решение на «Октант» не закупать 98-й бензин, чтобы не злить население. На «Бензо», очевидно, такая же история – бензин в опте дороже, чем в рознице. Себестоимость 95-го бензина при покупке с биржи с Комсомольского завода равна 50 рублям за литр топлива, с Ангарского – 50,5 рубля за литр. Розничная цена соответственно должна быть 55 рублей за литр», – говорит президент Приморского топливного союза Владимир Чирсков.
ФАС и Минэнерго говорят о стабильном росте стоимости бензина «в пределах инфляции», только вот оптовые цены уже давно перешли эти пределы. Ответственные государственные ведомства никаких мер по стабилизации цен не принимают.
Ближайший завод в Комсомольске-на-Амуре уже далеко не новый и регулярно выходит из строя, но его модернизацией «Роснефть» не занимается. Другой завод «Роснефти» находится в Ангарске. Везти топливо из центральных регионов страны на Дальний Восток – очень дорого из-за железнодорожных тарифов.
«У нас рынок монополизирован компаниями «Роснефть» и ННК. Мы хуже центральных регионов обеспечены топливом из-за своей отдалённости. Решение о предоставлении скидки на железнодорожный тариф для перевозки нефтепродуктов с НПЗ, расположенных в центральной России рассматривается Минэнерго и Минфином на протяжении года, но решение так до сих пор и не принято. Оптовики искусственно завышают цены, чтобы компенсировать отрицательный демпфер, который они должны уплатить в бюджет, за счёт независимых покупателей, которые вынуждены приобретать дорогой опт», – объясняет Владимир Чирсков.
Если на бирже не увеличат объёмы продаж – а на сегодняшний день они ничтожно малы, торгуется 120 тонн в день при необходимой 1000 тонн для удовлетворения спроса – то в сентябре цена за литр 95 бензина может составить 55-57 рублей.
Кроме того, в этом году из-за пандемии коронавируса спрос на топливо превышает «обычные» показатели, ведь в отпуск люди не полетели, остались дома. С минимальными отгрузками в опте нас может ждать не только подорожание, но и дефицит бензина.
Аналогичная картина и с авиационным керосином. Зампред правительства РФ и полпред президента Юрий Трутнев 1 августа обсудил вместе с дальневосточными губернаторами стоимость топлива в аэропортах и убытки авиакомпаний. По данным Минвостокразвития, керосин в аэропортах Дальнего Востока в среднем стоит 70 тысяч рублей за тонну, в петербургском «Пулково» – 36 тысяч рублей, в Ульяновске – 34 тысячи, в московском авиационном узле – 35 тысяч.
Президент дал поручение разобраться со стоимостью керосина, которая значительно влияет на цену билета, но Минтранс до сих пор не решил этот вопрос. Трутнев поручил ФАС совместно с Минэнерго и Минфином проанализировать всю цепочку создания прибавочной стоимости авиационного топлива и в двухнедельный срок представить в Правительство предложения по снижению цены до среднероссийского уровня. Но решать проблему с ценами на топливо, говорят в Приморском топливном союзе, нужно немедленно.
Ранее Российский топливный союз уже жаловался премьер-министру Михаилу Мишустину на рост оптовых цен на топливо.
«В результате недостатка предложения и неудовлетворенного спроса не только в оптовом звене на биржевых торгах, но и в мелкооптовом сегменте, значительно выросли оптовые биржевые, а вслед за ними и мелкооптовые цены. Особенно ситуация критична по автомобильному бензину, оптовые цены на который практически сравнялись с розничными, а в ряде регионов даже превысили их», – говорится в письме РТС.
Регуляторы настойчиво понуждают производителей нарастить объёмы выпуска и поставок топлива по всем каналам сбыта. Но эти действия недостаточно эффективны «в условиях действующих налоговой системы, демпфирующего механизма и ценовой конъюнктуры внешнего рынка», считают в Союзе.
В Минэнерго надеются, что предпринимаемые ведомствами меры на топливном рынке поддержат в том числе экономику независимых АЗС, заявил замруководителя ведомства Павел Сорокин. Также он сказал, что страна в августе увеличит добычу нефти на 400 тысяч баррелей в сутки по сравнению с июлем в связи с переходом ко второму этапу сделки ОПЕК+, но Минэнерго рекомендует направить эти увеличенные объемы на внутренний рынок, чтобы создать запасы нефтепродуктов.