Мэр-мем и человек-праздник: чем отличился Олег Гуменюк за два года на посту главы Владивостока
28 марта исполняется два года как Олег Гуменюк руководит администрацией Владивостока. VL.ru предлагает вспомнить самые яркие эпизоды мэрской биографии Олега Владимировича.
Кадровая политика
Короля делает свита, а мэра – замы, начальники управлений и муниципальных учреждений. Именно эти люди зачастую ставят свои подписи под важнейшими для жизни города решениями.
За три месяца до назначения Олега Гуменюка в администрацию Владивостока вернулась Наталья Соколова. С 2012 по 2016 год она возглавляла департамент земельных и имущественных отношений Приморского края. Была уволена бывшим губернатором Владимиром Миклушевским, который тогда ещё сделал ремарку: «Я буду продолжать избавляться от недобросовестных людей в своей команде».
За 1,5 месяца до Гуменюка первым вице-мэром стала Ольга Козерацкая, работавшая при Владимире Николаеве. У владивостокцев это вызвало некоторое недоумение и чувство дежавю. Похожий бэкграунд у Константина Стоценко – он не только работал заместителем главы города при Николаеве, но и публичного защищал своего опального (на тот момент) патрона в СМИ.
В феврале 2021 года уволился Константин Стоценко, но через пару недель вернулся в мэрию на должность референта. Затем покинула «по собственному желанию» Ольга Козерацкая. Позиции Натальи Соколова, несмотря на многочленные слухи, по всей видимости, пока крепки.
При этом не всё благополучно в управлении муниципальной собственности, которое курирует Соколова. 20 января был арестован заместитель, а спустя два дня – и начальник управления. По версии следствия, в октябре 2020 года задержанные и гражданин, в пользовании которого находился земельный участок на Сахарном Ключе, договорились о передаче взятки в 3,7 млн рублей за оформление земли на подставное лицо. Предположительно по этому же делу в феврале следственные действия прошли в кабинете самой Соколовой.
Поводов для пересудов добавили новости об арестах заведующего кладбищами МБУ «Некрополь» Шланчака и заведующего крематорием Морского кладбища во Владивостоке Измайлова. Также в феврале стало известно, что бывшего руководителя МУП «Некрополь» Игоря Бабынина обвиняют во взятках на 326 млн рублей.
Однако самым громким случаем, шокировавшим горожан и сотрудников администрации Владивостока, стало самоубийство на рабочем месте и. о. начальника управления общественной безопасности и взаимодействия с органами власти Александра Скорлякова. После этого СК РФ возбудил уголовное дело по статье о доведении до самоубийства.
Олег Гуменюк и сам в ближайшее время может уйти в отставку. Ранее возможным преемником источники называли мэра Артёма Вячеслава Квона, сейчас – заместителя председателя правительства края Константина Шестакова. Напомним, Гуменюк, как и Виталий Веркеенко, мэром стал не благодаря избирателям – в 2017 году изменилось краевое законодательство и глав городов в Приморье стали назначать. Подробнее о том, почему главу Владивостока не выбирают жители, читайте в отдельном материале VL.ru.
Общественный транспорт
Начать хочется с хорошего – с запуска системы безналичной оплаты в общественном транспорте. Несмотря на то, что деньги на эту инициативу были выделены ещё при Виталии Веркеенко, именно при Олеге Гуменюке началось и успешно завершилось внедрение безнала во всех городских автобусах, трамваях и троллейбусах. Стоит признать – это действительно успех и большое достижение, учитывая все прежние попытки. После «холодной» войны с перевозчиками, мэрия всё-таки заставила водителей не прятать терминалы и вовремя их заряжать. Тысячи горожан, судорожно считавших монетки перед выходом из автобусов, вздохнули с облегчением.
К плюсам стоит отнести закупку осенью 2019 года более 100 новых муниципальных автобусов. Более спорное решение – закупка двух электробусов. Некоторые горожане сомневаются в том, что такие машины себя когда-нибудь окупят. Уж слишком высокая цена – 31,4 млн рублей за один. Да и топливо, как выяснилось, им всё-таки нужно – для отопления.
Также были куплены 10 подержанных трамваев из Москвы, прошедших капитальный ремонт. Такое решение мэр объяснял заботой о городском бюджете – новые в лизинг стоили бы 35 млн рублей за штуку, а через 15 лет с учётом процентов это добавило бы ещё 10 млн к стоимости. А трамваи мэрия Москвы тогда передала бесплатно, администрация Владивостока потратила только 14,9 млн рублей на транспортировку и ремонт. Несмотря на первоначальный скепсис горожан, выглядят эти трамваи гораздо лучше старых, да и новостей о поломках вагонов нет.
Непопулярное решение было принято осенью 2019 года, когда в общественном транспорте резко подорожал проезд. В автобусах стали брать сразу на 5 рублей больше – 28 рублей, а техника в большинстве осталась старой и грязной. В 2020 году проезд не дорожал, а летом 2021-го цены опять могут вырасти.
Больше всего нареканий жителей Владивостока вызвало обновление маршрутной сети. Её, напомним, решили переделать – часть старых маршрутов убрать, часть видоизменить и добавить несколько новых. Первоначальная версия не понравилась никому, поэтому сотрудники управления транспорта начали «гастрольный тур» по всем районам города для встреч с населением и выяснением, кому и что нужно. После внесения всех правок новую систему запустили осенью 2020 года – спустя год после начала внедрения. Однако поклонников у новой схемы едва ли больше, чем критиков – часть удобных маршрутов убрана, а общее количество автобусов сократилось.
Дороги
Итоги первого года дорожной деятельности Олега Гуменюка можно прочитать в нашем материале, а здесь резюмируем: реализацию нацпроекта БКАД Владивосток в 2019 году провалил. Горожане справедливо возмущались избытком бордюров и недостатком асфальта, а также затянутыми сроками ремонта. В ситуацию даже пришлось вмешиваться полпреду Юрию Трутневу – он устроил разнос мэру перед камерами. Тогда же коллективное бессознательное родило первое обидное прозвище – Бордюр Бордюрович. Но об этом позже.
В 2019 году в дорожной отрасли хорошее тоже было – наконец-то, впервые за много лет, капитально отремонтировали вечно проблемную улицу Шефнера, уложили асфальт в нескольких посёлках Русского острова. Значительную часть улиц по национальному проекту всё-таки доделали, хоть и с трудом.
В 2020-м капитального ремонта дорог во Владивостоке было значительно меньше по объективным причинам: город получил самую маленькую сумму за последние три года – около 300 млн рублей. Контракты расторговали весной, в мае приступили к работам и, на удивление, справились гораздо лучше, чем раньше.
Однако отдельного упоминания заслуживает ремонт главной транспортной артерии города – Некрасовского путепровода. Он должен был начаться ещё в 2019 году, но не случился. Перенесли на 2020-й, обещали, что ремонт будет капитальным. Контракт расторговали со второй попытки – подрядчики не хотели идти на этот объект из-за огромного объёма работ и недостаточного финансирования. Но в конце концов ООО «Автобан ДВ» решилось и начало ремонт в июне.
Для проезда открывали дорогу Нефтеветка – мыс Кунгасный, но она не пользовалась популярностью: узкая, грунтовая, с тремя железнодорожными переездами, на которых регулярно останавливаются грузовые составы. На путепроводе в это время собирались огромные пробки.
Затем VL.ru заметил, что техническое задание контракта не соответствует реальному положению дел на объекте. Чуть позже наши выводы подтвердила прокуратура. К тому моменту было уже ясно, что ремонт путепровода нельзя назвать капитальным. Не были сделаны тротуары, которые оказались неремонтопригодными, не отремонтировали деформационные швы, не заменили металлические ограждения у краевых полос. Положили только новый асфальт, да и тот волнами и без разметки.
Мэр быстрого реагирования
На крупные аварии и пожары Олег Гуменюк приезжает довольно оперативно. Например, он присутствовал при ликвидации порыва паротрассы на Окатовой. Ездил на Крыгина, когда там сгорела крыша дома, и распорядился отремонтировать здание за счёт городского бюджета. Организовывал временное размещение жителей сгоревшего барака на мысе Чумака, домов на Острякова и Садгороде. Он приехал и 2 марта, когда в ЖК «Фрегат» сгорела квартира на 21-м этаже.
Долгострои мэрии
В 2019 году началась бесконечная эпопея со строительством пяти детских садов во Владивостоке. Большую их часть всё никак не могут построить, единственное исключение – детский сад на Маковского, который с горем пополам всё-таки открыли прошлой осенью.
А вот в Снеговой Пади, Крыгина и Кипарисовой работы не закончены до сих пор. Сначала их перенесли на 2020-й год, затем, на 2021-й. Мэрия во всех грехах винила недобросоветных подрядчиков, которые не исполняли контракты. А те заявляли, что мэрия предоставляла им недооработанную проектную документацию, в которой не предусмотрена часть необходимых работ. Дополнительные работы компании проводили за свой счёт, уверенные, что им заплатят за это. Мэрия отказалась, в итоге подрядчики отсудили сначала 40 млн рублей, а потом ещё 11,8 млн.
Наибольшая степень готовности сейчас у одного из двух детсадов на Патрокле, по крайней мере здание готово, прилегающая территория тоже уже сделана. Ведутся внутренние отделочные работы. Ожидается, что этой осенью он наконец-то примет малышей. Но это не точно, потому что у обоих садов сроки уже не раз переносили.
Ещё одна не перевёрнутая страница в истории городских строек связана со спортивным залом в школе № 6 на Эгершельде. Делать его начали ещё в 2018-м, до Олега Гуменюка, сдать планировали до конца 2020 года, но воз и ныне там. Сейчас дело, вроде бы, сдвинулось с мёртвой точки – в феврале 2021 года началась процедура ввода здания в эксплуатацию.
Всё ещё нет лифтов для маломобильных пешеходов на виадуке в районе улицы Олега Кошевого. Оказалось, что строители уже скоро два года как корректируют проектную документацию, которая была разработана в 2015 году, а к 2019-му утратила свою актуальность в части технических условий подключения к электроснабжению. После корректировки документации её потребовалось заново сдавать на госэкспертизу, а это тоже процесс небыстрый. В администрации Владивостока говорят, что лифт запустят в этом году.
Строить нельзя, отменить
Нельзя сказать, что Олег Гуменюк не прислушивался к мнению общественности. Как минимум несколько резонансных строек при нём отменили. Впрочем, не берёмся судить, сколько в этих решениях было личной инициативы мэра – часть решений о стройках отменялась из-за выявленных надзорными органами нарушений.
Например в июле 2019-го после фееричных общественных слушаний по строительству детского сада на Тихвинской и тайных непубличных слушаний администрация Владивостока отказалась от планов на стройку. В официальном сообщении мэрии говорилось, что решение принял Олег Гуменюк с учётом мнения жителей, однако ранее прокуратура обнаружила, что все участки для садика и дороги находятся в районе, относящемся к воинской части.
Благополучно для жителей Надибаизде, 17 закончилась история с возможным строительством супермаркета около их дома. Спустя полгода после противостояния администрация Владивостока отозвала разрешение на строительство у ООО «Регион-Восток», компании Людмилы Сулеевой, жены владельца сети «Реми» Дмитрия Сулеева.
В августе 2020 года после возмущений местных жителей Олег Гуменюк отменил разрешение на строительство общественно-бытового центра на Красного Знамени, 104. К тому моменту стройплощадку огородили забором и вырубили все деревья. Тогда выяснилось, что разрешительные документы в 2017 году были выданы незаконно. Тем не менее забор вокруг участка всё ещё стоит, а новые деревья не высажены. Из официальных ответов ведомств, полученных в 2021 году, следует, что арендатору всё-таки придётся убрать забор, а мэрии – сделать тротуар.
Также при Гуменюке была поставлена точка в споре о сквере на Русской, 21. Разбирательства в отношении этой земли шли с 2019 года. ООО «Лайф-Парк» планировало построить там торговый центр, мэрия была против. Наконец, в феврале 2021 года Арбитражный суд Дальневосточного округа вынес вердикт – отказать в удовлетворении кассационной жалобы на решения нижестоящих судов. Участок остаётся за муниципалитетом, там обустроят место отдыха для горожан.
Похожая история произошла на Третьей Рабочей – сквер в районе Тобольской, 10, который находится на муниципальном земельном участке, был оформлен в частную собственность незаконно. Это в январе 2020 года подтвердил Ленинский районный суд.
Благоустройство хорошее...
Именно при Олеге Гуменюке впервые за много лет городские власти решили всерьёз взяться за общественные пространства – парки, скверы и прочие зоны отдыха. Для этого в феврале 2020 года при мэрии даже создали отдельное учреждение – Дирекцию общественных пространств города Владивостока со штатным расписанием в 26 человек.
Со временем градус скепсиса в отношении этой структуры у горожан снизился. Во многом благодаря результатам – за год дирекция благоустроила 11 общественных пространств, на это было потрачено 317 млн рублей. Из них – шесть скверов во Владивостоке и один в посёлке Трудовое. При этом до начала работ сотрудники дирекции собирают предложения и пожелания, а в процессе реконструкции – инспектируют стройки вместе с общественными наблюдателями.
В 2020 году были благоустроены сквер на улице Лермонтова в посёлке Трудовое, а во Владивостоке – сквер Надибаидзе, Жариковский на Дальзаводе, Дружбы на Авангарде, Игнатьевский на Первой Речке, два километра экотропы на острове Попова, скверы на Русской и Верхнепортовой. Единственный объект, который переносится на следующий год, – Матросский сквер. Это связано с большим объёмом работ и финансированием.
Также среди объектов, которые разделены на этапы, – экотропа на острове Попова, пляжи в бухтах Ахлёстышева и Аякс на Русском острове. В 2021 году планируется сделать девять общественных пространств. Это пять скверов за федеральные средства и четыре – по региональной программе.
Наконец, при Гуменюке сдвинулся с мёртвом точки долгожданный ремонт в парке Минного городка – в прошлом году там починили ливнёвку и обновили лестницы. Совершенно новый парк обещают открыть к 2023 году.
...и не очень
Дирекции общественных пространств не удалось реализовать в 2020 году все начинания – например, жители возмущались непродуманными инженерными решениями в Игнатьевском сквере, где электрощиток оказался в зоне досягаемости всех желающих, а контракт на проектирование берега в Аяксе, который должен был соединяться с Университетской набережной на территории ДВФУ, не был заключён из-за претензий приморского УФАС.
Проектирование дирекции вызвало возмущение части горожан, поскольку ни в одной концепции обновлённых набережных и пляжей нет возможности для спуска техники в воду. Вопреки требованиям правил благоустройства Владивостокского городского округа, в обновлённых скверах нет площадок для выгула собак.
Однако промахи дирекции не идут ни в какое сравнение с работами, которые курировала напрямую мэрия, а точнее её управление дорог и благоустройства. Во-первых, сразу на ум приходят гранитные скамейки в кладбищенском стиле, за 11 млн рублей которые установили на центральной площади города в конце сентября. Такой дизайн вызвал бурю негодования и насмешек в соцсетях. Горожане принесли несколько траурных венков – хоронить эстетику и комфортную городскую среду. Всё это попало в федеральные выпуски новостей, не обошлось и без мемов. Дело кончилось понижением в должности курирующего управление дорог и благоустройства вице-мэра Сергея Русских. Его не уволили, но в должности тогда понизили.
Не понравилось горожанам и решение управления дорог и благоустройства убрать с Фокина скамейки с дизайном «под старину», заменив их суровыми сиденьями, изготовленными в колонии строгого режима. Следом скандал разгорелся вокруг громоздкого гибрида вазона и лавки из пластика, который установили возле здания почтамта, загородив памятник Элеоноре Прей.
Ну, и, конечно, вазоны, которые мы в обзоре итогов благоустройства нарекли словом года. За приключениями уличных горшков нелепого вида по центральным улицам горожане наблюдали несколько дней подряд. Летом дислокацию они меняли трижды. После ледяного дождя туи в вазонах пожелтели и обломались, но укрыли их почти месяц спустя, да и то не все. Также к концу года эти же самые пластиковые вазоны были повреждены – часть просто треснула.
Однако больше всего возмущений горожан вызвала установка 31 «умной остановки» на гостевом маршруте и Светланской, в сумме эти павильоны обошлись в 128 млн рублей. Закупки размещало всё то же управление дорог и благоустройства мэрии. При этом в павильонах, уже подключённых к отоплению и электричеству, почти сразу же стали весело проводить время бомжи и маргиналы. Буквально через несколько недель после установки в нескольких павильонах разбили стёкла и сломали камеры. Остальные остановки всё ещё не работают. VL.ru подсчитал, что за цену 31 «умной» остановки во Владивостоке можно было оборудовать 260 обычных.
«Последний путь» Бордюра Бордюровича Ледянюка и другие приключения мэра-мема
Через несколько месяцев после назначения на фоне затянувшихся работ по нацпроекту БКАД нового главу Владивостока стали связывать с производными от слова «бордюр» – этот элемент благоустройства появлялся на дорогах значительно раньше асфальта.
Масла в огонь подливали и новости о том, что несколько контрактов на ремонт дорог и замену бордюров получила компания, когда-то учреждённая самим Олегом Гуменюком. Позже глава Владивостока даже потребовал извинений от редакции VL.ru на эту тему. Со временем слова «бордюр» и «Гуменюк» слились у горожан в единое целое. Окончательно закрепиться этому помог сам глава, самоиронично назвавший себя Бордюром Бордюровичем.
Журналисты не могли не оценить своеобразную манеру общения мэра. Так, в народ ушла фраза про «последний путь», когда в мае 2019 года на встрече с выпускниками в Техническом лицее глава сказал: «...Все школы соберутся на стадионе «Авангард», и мы ещё раз проводим вас в последний путь в жизни». Впрочем выпускники, не расстроились – дружно ахнули, а потом рассмеялись.
Спустя всего три месяца после назначения, эпичных фраз градоначальника скопилось так много, что мы сделали небольшой тест на понимание мэра. Уверяем вас, пройти его без ошибок непросто.
Меметичная история с главой города случилась в конце января 2021 года – за полмесяца столицу Приморья посетили четыре снегопада. Прошедший 28 января запомнился особенно – ветром, количеством снега, неубранными дорогами. Больше всего владивостокцы жаловались на уборку дорог и тротуаров. Весь гнев традиционно адресовался Олегу Гуменюку. Ему тут же припомнили и ледяной дождь, последствия которого до сих пор не ликвидировали. Из-за неудовлетворительной уборки улиц у Бордюра Бордюровича появилась фамилия – Ледянюк.
Однако позже градоначальник стал ассоциироваться ещё с одним словом – «фэйк» (именно через «э»). Дело было так: 13 февраля под одной из публикаций главы Владивостока в Instagram с аккаунта Олега Гуменюка был оставлен комментарий, в котором новость о мужчине, умершем после падения на скользком льду, была названа «ФЭЙКОМ». Пресс-секретарь главы города тогда заявила, что сообщение было написано с ненастоящей страницы мэра. Оправдание слабое и странное – соцсеть технически не даёт возможность зарегистрировать два абсолютно одинаковых логина в Instagram. Уж лучше бы заявляли о «взломе страницы».
Человек-праздник
В 2019-м, до начала коронавирусных ограничений, мэр Олег Гуменюк проявил себя как инициатор нескольких крупных праздничных мероприятий. Это общегородской выпускной (именно сюда в последний путь и отправлял градоначальник) в конце июля и ледовый бал в декабре.
В 2020 году в разгар пандемии Олег Владимирович предложил организовать фестиваль с парадом выпускников, для этого даже перекрывали часть Светланской. Всё это заявлялось как часть проекта «В_город». Шествие бывших школьников отменили в последний момент из-за коронавируса. Людей на площадках от центра до остановки «ДВГТУ» тоже было немного. В тот момент казалось, что мэр устроил праздник для себя любимого – он не пропустил практически ни одной развлекательной площадки, а во многих активностях и сам участвовал. Например, он проехался на велосипеде по Лазо и кинул биту в городки. В сквере Невельского общался с родителями, а детям дарил мелки и предлагал рисовать на асфальте. Ещё мэр успел покидать дротики, пострелять из лука по шарикам (три из трёх попаданий, кстати). Наконец, около Светланской, 37 угощал гостей сосисками.
Однако нельзя сказать, что фестиваль «В_город» провалился. После первого блина комом организаторы сменили место проведения на начало улицы Светланской. Время тоже изменили на более позднее, вечернее. В итоге и 3 октября и 17 октября было много гостей и довольных зрителей.