Машинист крана Светлана Короткова: «Мы, как хирурги, оперируем тонким инструментом»
Прямо – железный крюк для подъема грузов массой в несколько десятков тонн. Снизу, на расстоянии 20 метров, – огромные турбогенераторы. Под руками – четыре рычага. Так выглядит рабочее место машиниста крана Сосногорской ТЭЦ филиала Коми ПАО «Т Плюс» Светланы Коротковой. Мы провели с ней один день, чтобы понять, как живет крановщица на электростанции.
6.00
День начинается рано. Сперва необходимо собраться и отвести ребенка в школу. Около 7.30 подъезжает служебный автобус, который везет Светлану на ТЭЦ. Обычно график 5/2, но во время капитальных ремонтов приходится работать и ночью, и в выходные, и в праздники. Иначе оборудование невозможно подготовить к зиме.
7.45
После контрольно-пропускного пункта Светлана идет в служебное помещение, где переодевается, получает задание на день и обсуждает новости с коллегами-крановщицами.
«По моему опыту, машинистами крана чаще становятся женщины. Я встречала только одного коллегу-мужчину», – говорит машинистка. Ее словам можно верить, ведь за плечами почти 30 лет стажа.
Мама Светланы работала лаборантом на бетонном заводе, папа занимался лесозаготовками. Да и сама будущая крановщица мечтала о другой профессии. В 1987 году, после 8-го класса она хотела поступить в швейное училище. Однако мест в ссузе не хватило, и Светлана выбрала профессию машиниста крана.
«Мы поступили с подругой и вместе учились три года. Она тоже работает крановщицей, но на другом предприятии, – рассказывает Светлана. – В училище помимо школьной программы мы проходили устройство крана и механизмов, технику безопасности. Дважды в году выходили на производственную практику. Я проходила ее на бетонном заводе и заводе металлоконструкций».
За время учебы Светлана освоила все основные виды кранов: башенные, мостовые и козловые. Однако в карьере большую часть времени пришлось провести только на мостовых. Она 26 лет отработала в депо, занимаясь ремонтом вагонов. Лишь последние три года машинист управляет кранами на ТЭЦ.
8.00
Рабочий день начинается с заполнения документации и осмотра каждого из шести мостовых кранов на безопасность. В это время Светлана рассказывает, какие требования предъявляются к крановщикам.
«В нашей профессии необходимы острые зрение и слух. Зрение нужно, чтобы управлять крюками на огромной высоте. Расстояние от кабины, где находится машинист, до самой низкой отметки в цеху доходит до 35 метров. Это высота десятиэтажного дома. Слух необходим, чтобы вовремя услышать сигнал стропальщика или посторонний шум», – объясняет Светлана.
8.30
Светлана отправляется в котлотурбинный цех. Сегодня ей необходимо переместить двигатель насосов, бойлер, подогреватель высокого давления и ряд других единиц оборудования. Устройство способно поднимать от 5 до 80 тонн за раз. Даже самые крупные роторы, генераторы и бойлеры весят меньше.
«Бывают затишья на день-два в месяц, – говорит Светлана. – Мы в это время приводим в порядок рабочие места и повышаем квалификацию».
10.00
Светлана управляет мостовым краном, который находится под потолком здания ТЭЦ на высоте около 25 метров. Для передвижения оборудования необходимы всего четыре рычага. Один отвечает за ход крана, один – за ход тележки. Еще два нужны для спуска-подъема крюков. Их два: большой и малый, который можно назвать страховочным.
Когда Светлана устроилась на ТЭЦ, у нее возникли сложности с одним из кранов. В нем рычаги располагались как на башенном кране – по бокам от машиниста, хотя обычно их место на панели перед. Но несколько дней практики, и «вредный» кран поддался.
Проехавшись на тележке, понимаешь, что Светлана забыла упомянуть еще одно медицинское требование к машинистам – надежный вестибулярный аппарат, необходимый при работе на высоте.
12.00
Во время ремонтных кампаний у крановщиц не бывает перерывов, кроме обеденного. На него отводится час. За это время можно обсудить с подругами-коллегами жизнь, планы на будущее и просто немного размяться.
На ТЭЦ работают три машиниста, и все трое – женщины. Иногда они выходят в одну смену на разных кранах. Хотя коллектив энергетиков, по большей части, мужской, Светлана говорит, что ей очень комфортно: «Здесь люди всегда вежливы, корректны и дружелюбны. Коллектив очень спокойный, и поэтому работа в радость».
13.00
После обеда необходимо вернуться за рычаги управления. Светлана рассказывает, что к вечеру руки устают. Работа тяжела физически, необходимо аккуратно двигать рычаги буквально по миллиметру. Еще большее напряжение получают шея и голова. «Мы, как хирурги, оперируем тонким инструментом, – подчеркивает машинист. – Самое важное в нашем деле – быть внимательным».
Помимо работы в цехах ТЭЦ, крановщика могут вызвать на береговую насосную станцию. Там установлен идентичный мостовой кран, но действующий на меньшей высоте – около 15 метров. Он больше похож на оборудование, с которым приходилось иметь в дело в вагонном депо.
17.00
Окончание смены. Поскольку на ТЭЦ сейчас нет больших ремонтов, машинисты могут спокойно отправляться по домам. И каждая готова вернуться в кабинку крана, если понадобится неотложный ремонт.
Светлана улыбается – она понимает, что занимается важным делом, помогая обеспечивать квартиры сосногорцев теплом и светом. «Сперва мне было страшновато, потому что никогда не работала на столь больших высотах, – завершает наш разговор Светлана. – Но к этому быстро привыкаешь. И сегодня я ни капли не жалею ни о том, что выбрала ремесло крановщика, ни о том, что пришла на Сосногорскую ТЭЦ».