Максим Воробьев: «Следователь СКР должен быть универсальным солдатом»
Сыктывкарский следственный отдел СКР на транспорте расследует преступления на железной дороге, в воздухе и на воде. С чем при этом приходится сталкиваться следователям, рассказал БНК сотрудник следственного органа Максим Воробьев.
- 23 июля Северо-Западное управление СКР на транспорте сообщило о возбуждении уголовного дела по факту крушения грузового состава с углем у станции Керки. Резонансное событие произошло на территории Коми. Отдел, который вы представляете, имеет отношение к принятому процессуальному решению?
- Самое непосредственное. Сразу после случившегося на место выехала оперативная группа. По результатам предварительного расследования, проведенного следователем Сыктывкарского отдела СКР на транспорте, принято решение о возбуждении уголовного дела по части 1 статьи 263 УК (нарушение плавил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта). Сейчас идет интенсивная работа по исследованию обстоятельств аварии. Предполагаю, ответственные лица в итоге будут установлены и предстанут перед судом.
- Какова зона ответственности Сыктывкарского отдела СКР на транспорте, какие сферы курируете?
- Наш отдел осуществляет надзор за всем железнодорожным транспортом с самого юга Коми до Воркуты и станции Лабытнанги на территории Ямало-ненецкого автономного округа. Проводим расследования по преступлениям на речном транспорте на территории Коми и части ЯНАО. А также на воздушном транспорте в пределах республики.
- Как много следователей осуществляют надзор на такой огромной территории?
- Наш отдел специализированный. Поэтому небольшой. В нем три следователя и руководитель – майор юстиции Татьяна Пелещук. Поскольку территория большая, часто приходится ездить в командировки. Причем не только по Коми, но и в другие регионы России. Что необходимо для быстрого завершения расследований.
- Как много дел ведете одновременно?
- У меня в среднем 8-10 дел. Расследуем общеуголовные преступления, коррупционные, должностные и т.д. Следователь СКР должен быть универсальным солдатом. Конкретных нормативов по законченным делам за месяц или квартал нет. Наша сфере специфическая. Иногда их много, иногда меньше.
- Несколько дней назад вы проводили доследственную проверку по факту столкновения железнодорожного состава с автомашиной в Усть-Вымском районе. Чем она закончилась?
- Доследственная проверка может закончиться возбуждением уголовного дела, отказом от возбуждения дела и передачей дела по подследственности. В данном случае установлено, что женщина перед тем как проехать переезд, не убедилась в безопасности маневра, решив проскочить на красный сигнал светофора. У нее это не получилось. Из-за чего на месте скончалась 88-летняя пассажирка машины. В случившемся усматриваются признаки ДТП. Это подследственость органов внутренних дел, куда и были переданы материалы. Если бы подозревали виновность машиниста, расследование бы продолжал следственный отдел СКР.
- Насколько знаю, этот смертельный случай не единственный на ЖД. Только с начала года в Сыктывкаре погибли под колесами поезда несколько человек.
- Случаи гибели людей на железной дороге в республике в последние полгода действительно участились. В Сыктывкаре с декабря отмечено четыре таких происшествия. По данным следствия, все четверо погибших были трезвы. Погибли по неосмотрительности и по причине несоблюдения правил безопасности. Три случая произошли в районе станции Эжва. Машинисты составов просто не успевали затормозить. Хотя при прохождении населенных пунктов поезда снижают скорость, остановить груженый состав быстро не представляется возможным. По итогам проведенных проверок железной дороге было вынесено представление об усилении мер безопасности в Эжве.
- Как ранее сообщало БНК, в середине мая в аэропорту Сыктывкара задержали Sukhoi superjet 100 авиакомпании «Аэрофлот». Как выяснилось, вылет отложили, из-за попавшей в двигатель птицы. Проверку проводил также Сыктывкарский отдел СКР на транспорте?
- Более того, я был в тот день дежурным следователем – ее поручили мне. Я вместе со специалистом осмотрел самолет. Выяснилось, что ничего серьезного не произошло. За медпомощью тоже никто не обращался.
- Кто-то заметил, как борт столкнулся с птицей?
- Посадка прошла в штатном режиме. Пострадавших не было. То, что в двигатель попала птица, сотрудники аэропорта установили только во время планового осмотра самолета после посадки. Сначала увидели на фюзеляже кровавое пятно. Стали разбираться в его природе. И лишь потом выяснили, что это кровь птицы, которая попала в двигатель.
- Самолет получил повреждения?
- Нет. Попав в двигатель, птица, как правило, повредить самолету не может.
- Тогда почему борт задержали в аэропорту?
- Ожидали, когда прилетит группа экспертов из Москвы. Только они могли проверить наличие или отсутствие повреждений и подтвердить готовность борта к вылету.
- Доводилось ли расследовать более серьезные инциденты на воздушном транспорте?
- Нет. Могу сказать, что в этой сфере у нас все на достаточно высоком уровне. Серьезных проблем в последнее время не возникало.
- С какими проблемами сталкивались по речным перевозкам?
- Самая распространенная проблема в этой сфере - предоставление услуг, несоответствующих требованиям безопасности (статья 238 УК). Лицензированный водный транспорт в республике развит слабо. Многие эксплуатируют плавсредства, которые не стоят на учете, не имея разрешительной документации. Нередко судовладельцы осуществляют перевозку пассажиров на не оборудованных для этого баржах-площадках.
Но есть и другая сторона. Жителям отдаленных деревень летом кроме как на такой барже даже до хлебного магазина добраться не на чем. Других перевозчиков нет.
Поэтому приходится принимать меры, чтобы судовладельцы и капитаны получили все необходимые разрешительные документы. Считаю, что главное не наказать, а разъяснять судовладельцам и капитанам требования закона. И обеспечить, чтобы эти требования выполнялись.