Курильский краевед Федор Пыжьянов и его музей

Южно-Курильск — самое крупное поселение Кунашира. Южно-Курильский муниципальный краеведческий музей был основан 6 марта 1990 года распоряжением сахалинского облисполкома как филиал Сахалинского государственного областного краеведческого музея. Открылся же музей позже ─ 30 мая 1991 года.

Музей обладает интересными коллекциями предметов старины, найденных во время археологических раскопок на островах Кунашир и Шикотан и связанных с бытом айнов, а также фотографий и документальных материалов об освоении Курильских островов, о военных действиях 1945 года и их послевоенной истории. Кроме того, в музее хранятся художественные работы, краеведческая литература, представлены стенды и экспонаты, посвящённые природе Южных Курил. Отдельно учреждением ведётся летопись российско-японских взаимоотношений. Долгое время музей располагался в полуподвальных помещениях, но в 2016 году экспозиция переместилась в новое здание (помещения, где раньше размещалась библиотека), где и находится в настоящее время.

В музее насчитывается более 7000 экспонатов: геологических макетов, географических карт, фотографий, образцов горных пород, стендов, гербарных образцов растений и чучел животных и рыб, керамических изделий, орудий труда древних жителей Южных Курил.

Ежегодно музей посещают около 4000 человек, в том числе более тысячи граждан Японии, участников безвизовых поездок.

Идея создания МБУК "Южно-Курильский краеведческий музей" принадлежит учителю истории, краеведу, члену Географического общества России Фёдору Пыжьянову.

Федор Пыжьянов родился в Башкирской АССР в 1934 году. Окончил государственный педагогический институт имени Ленина (ныне Московский педагогический государственный университет). По распределению работал директором средней школы в Дагестане, затем преподавателем Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы в Москве. В 1969 году переехал на Шикотан, где был назначен директором малокурильской средней школы.

Коллекцию для будущего музея он собирал во время экспедиций на островах Малой Курильской гряды и Кунашире, в которых он участвовал вместе с членами созданного им историко-краеведческого общества "Фрегат" в 1970-1980 годы. Некоторые айнские стоянки "фрегатовцы" обнаружили даже раньше, чем профессиональные археологи, которым они обязательно сообщали о находках.

В 1983 году Федор Иванович переехал в Южно-Курильск. После создания в Южно-Курильске филиала областного краеведческого музея стал его директором. Руководил музеем Федор Пыжьянов недолго. В 1991 году он был избран депутатом областного Совета народных депутатов. В 1994-м переехал в Южно-Сахалинск, а год спустя по состоянию здоровья — в Москву. В декабре 1996 года на страницах районной газеты "На рубеже" вышел первый номер историко-краеведческого бюллетеня "Фрегат". В 1999 году педагог и краевед ушел из жизни.

В июле 2017 года администрация Южно-Курильского района по предложению историко-краеведческого общества "Фрегат" вынесла постановление о присвоении краеведческому музею его имени.

В социальных сетях после того, как было опубликовано сообщение об этом событии, появилось немало откликов: "Замечательный был человек! Рад за всех кунаширцев. Давно пора бы было это сделать. Всем поздравления", "В свое время преподавал у нас в школе историю. Сидели, открыв рот, слушая его... Увлекал своими рассказами про Курилы. Музей — это его заслуга, он его создавал", "Лично его знал по работе в областном Совете народных депутатов, жаль, что его уже нет, но теперь его имя сохранится на века в созданном им музее", "Отличная новость, рад за островитян", "Это правильно, это надо было сделать ещё пятнадцать-двадцать лет назад. Мои поздравления музейщикам и курильчанам!".

─ Шикотанцы хорошо помнят Федора Ивановича, ─ рассказывает Иван Брага — госинпектор по охране леса Южно- Курильского лесничества. ─ Федора Ивановича можно назвать первоначальником краеведения на Курилах. Работал учителем, завучем, директором в малокурильской школе, где я учился. Ходили в походы — занимались ориентированием. На турслеты каждый год в Южно-Сахалинск ездили, занимали призовые места. Обошли Курилы, Сахалин, Приморье. На Камчатке посетили Долину гейзеров. Помню, как в течении светового дня прошли 60 км по маршруту — в два раза больше обычного. Были хорошо подготовлены физически, технически. Группа хорошая. Тогда одновременно по 30-40 групп со всего Советского союза проходили этим маршрутом. На приютах — стационарные палаточные городки, где туристы отдыхали — были оборудованы костровища, приготовлены дрова. Импровизированные концерты проходили... Туристы ночевали и двигалась дальше. Многие из тех, кто приезжал туда не один раз, удивлялись нашей скорости передвижения. "Ну вы даете!" — говорили нам.

В июле 1973 года собрались в Приморье — пройти по местам гражданской войны на Дальнем востоке. Вечером, накануне отъезда, услышали звуки грозы и увидели сполохи огня в небе над Кунаширом. Мы ещё не понимали, что это Тятя. На следующий день утром на теплоходе "Туркмения" проходили мимо вулкана Тяти и увидели, как извергается Отважный — боковой кратер. Черный дым над кратером, молнии "стреляют" прямо в кратер, камни летят по сторонам, вдоль берега в сторону Шикотана летит пепел. Солнечный день тут же сменился сумерками. Всех пассажиров с палубы прогнали. В облаке пепла шли четверть часа. Потом команда смыла забортной водой пепел, и только после этого нам разрешили выйти. Пока были в Приморье, Федор Иванович поддерживал связь с Шикотаном. Телеграммы отправлял и получал. Он рассказал нам, что извержение было настолько сильным, что пепловая туча достигла Шикотана. Люди носили респираторы и марлевые повязки. Тяжелые фракции пепла до сих пор можно найти на острове.

После отъезда Федора Ивановича с Шикотана, краеведческую работу в Малокурильском продолжал Валерий Валентинович Наумов — учитель истории.

На Кунашире четыре действующих вулкана ─ Головнина и Менделеева — на юге, Тятя и Руруй — на севере острова. Тятя ─ самый большой и сейсмически активный из них. В краеведческом музее имеется карта Курильских островов с указанием местоположения и кратким описанием всех курильских вулканов, являющихся частью так называемого тихоокеанского огненного кольца.

Рассказывает Виктор Зуев — начальник ЛПС (лесопожарной станции ОАУ "Сахалинская база авиационной и наземной охраны лесов), до этого — госинспектор, начальник охраны заповедника "Курильский".

─ Пыжьянов был двигателем краеведения на островах. Всюду успевал, во всем, что было связано с историей, краеведением, принимал участие. В 1983 году вернулся с материка, где жил некоторое время, но уже не на Шикотан, а на Кунашир. Супруга его Валентина Алексеевна — учитель русского языка и литературы — ему во всем помогала. Воспитывал крепко. Дисциплины требовал во всем. В обществе "Фрегат" был общий совет капитанов (у каждой группы свой — у ботаников, зоологов и т. д.). Во главе "Фрегата" — адмирал — президент, тоже из школьников. Совета капитанов боялись больше, чем педсовета. После двух двоек — не исправил — не приходи. Хороший был педагог и человек. Всюду с ним ходили. На походы деньги выделял профсоюз рыбокомбината "Островной". Кроме того, школа организовала "рабочие туры" на рыбокомбинат из старших ребят на неделю — десять дней, для погрузки консервных баночек. Заработанные средства — небольшие — тоже тратились на походы.

─ Вокруг Курил было много китов, японцы их нещадно колотили, когда тут жили. Как и птицы, киты тоже мигрируют с юга на север и обратно. С Ивановского кордона идем, натыкаемся на двух китов — бутылконосов, выброшенных штормом. Тогда мы слышали только об одном черепе этого кита, выставленном в антропологическом музее Глазго (Шотландия). Давай кита пилить, мясо по сторонам летит — чтобы череп сохранить для науки. Фотоаппарата жалко не было, чтобы запечатлеть эту непривычную для нас процедуру. "Газ-66" подогнали, подцепили тушу, еле с места сдвинули, так в устье реки и бросили, только что прикопали землей.

Пыжьянову рассказали про кита. Он нам: "Почему череп не привезли? Везите череп кита в музей". С кран-балкой помчались, привезли — не бутылконос оказался…

У Федора Ивановича карта была со всеми стоянками айнов. В музее есть кусок айнского котла, который я случайно нашел у поселка Охотского. Там остатки каркасных айнских домов ещё были. Я видел котел, когда он ещё был целым. Накануне тайфун по острову вдарил, камни ворочал, поломал котел…

На главной площади Южно-Курильска установлен памятник "Русским первооткрывателям Курильских островов. 1739-1989".

Якорь "выловили" в 1987 году в заливе Измены заготовщики анфельции. Драга-волокуша зацепилась — ни туда, ни сюда. Работали на небольшой глубине. Один из работяг нырнул и увидел старинный кованый якорь с длинной якорной цепью. Лебедкой его подняли на плашкоут. Бензорезом отрезали цепь, и она тут же ушла под воду. Затем по новой стали ловить водоросли. В Головнино, когда вернулись на берег, якорь выгрузили сначала на пирс, затем перевезли в механический цех рыбколхоза, где он и лежал какое-то время.

Пыжьянов, когда узнал о находке, поехал в Головнино — сделал фотографию якоря, описал обстоятельства находки и отправил запрос в Ленинград. Но там так и не выяснили, что это за якорь и откуда он взялся в заливе Измены. Сам же Пыжьянов связывал находку с экспедицией Головнина. Якорную цепь потом долго искали, но не нашли. Через мэрию Федор Иванович пробил разрешение на установку якоря в Южно-Курильске. То, что это русский якорь, никто не сомневается. По периметру памятника первопроходцам для украшения одно время стояли каменные обломки с мыса Столбчатого, потом их убрали…

Федор Пыжьянов является автором топонимического словаря "Остров Кунашир и Малые Курилы", изданного в 1994 году московским издательством "Материк". В предисловии к словарю автор написал: "Южные Курилы с их удивительным и разнообразным миром природы не безлики и безымянны. Достаточно бросить взгляд на карту района — она заполнена географическими названиями. Почти у каждого природного объекта на наших островах, будь то мыс или вулкан, озеро или река, есть собственное имя. И нет ни одного из этих названий, за которым бы не стояла какая-либо история, простая или загадочная".

Топонимический словарь содержит в общей сложности 300 названий географических объектов. Среди них и гора "Фрегат", получившая свое название за внешнее сходство с быстроходным трехмачтовым военным парусником. Они использовались для плаваний в поисках новых земель и географических исследований. Итоги многолетнего научного и краеведческого исследования Федор Иванович Пыжьянов подвёл в брошюре "За горизонт — к неведомым землям".

Впервые загадочную "личину", вырубленную в камне, я увидел в 2006 году у входа в прежнее, старое помещение Южно-Курильске муниципального краеведческого музея. Музей был закрыт по техническим причинам, и узнать какую-либо информацию о заинтересовавшем меня предмете было невозможно.

И вот новая встреча.

Изображение человеческого лица вырезано на полуторатонной базальтовой вулканической бомбе. Она была обнаружена охотоведом Ю. Ларионовым в 1990 году в лесу на пологом склоне вулкана Менделеева, примерно в 0,5 км от берега моря, и передана краеведческому музею. В момент находки оно было обращено на восток — в сторону Южно-Курильской бухты.

Вулканическая бомба — комок или обрывок лавы, выброшенный во время извержения вулкана в жидком или пластическом состоянии из жерла и получивший при выжимании, во время полёта и застывания на воздухе специфическую форму. Сахалинский краевед И. Самарин считает, что, если принять во внимание тот факт, что последнее зафиксированное извержение вулкана Менделеева относится к 1880 г., не исключено, что время изготовления личины, материалом для которой послужила вулканическая бомба, может быть отнесено к эпохе освоения Курильских островов.

Как бы то ни было, курильский скульптор, создавая свое творение, сам того не ведая, следовал принципу известных мастеров-скульпторов прошлого — "найти подходящий камень и отсечь все лишнее".

Что же из этого получилось, туристы могут увидеть своими глазами. Овальное лицо с четко выраженным внешним контуром, с высоким лбом с нарезкой из морщин, миндалевидный разрез глаз, тонкий прямой нос, длинные усы над стертым ртом, рука, охватывающая камень примерно на уровне плеча...

Поза готовности к действию.

Возможно, прототипом для создания образа стал кто-то из предков ваятеля, врезавшийся в его память при определенных обстоятельствах и вырвавшийся однажды наружу в столь своеобразной форме. Пока неизвестно, к какому народу принадлежал скульптор, оставивший на склоне одного из курильских вулканов память о себе и своем времени, а также чем был обусловлен выбор места для творчества.

Не исключено, что там, где охотоведом Ю. Ларионовым была найдена личина, островитяне когда-то проводили свои ритуалы, связанные с охотой, семейной обрядностью, с погребальной обрядностью.

Техника её исполнения сродни искусству петроглифики, получившей распространение у древних жителей Приамурья. Петроглифы (писаницы или наскальные изображения) — выбитые или нанесённые краской изображения на каменной основе (от др.-греч. πέτρος — камень и γλυφή — резьба). Могут иметь самую разную тематику — ритуальную, мемориальную, знаковую.

Классическим местом нахождения петроглифов на Нижнем Амуре является Сикачи — Алян, где я побывал в качестве участника IV международной научно-практической конференции "Состояние и перспективы развития туризма на Дальнем востоке России" (Хабаровск, 14-16 мая 2001 года).

─ По стилю и содержанию рисунки Сикачи — Аляна делятся на две резко отличающиеся группы: а) архаическую; б) более позднюю, мохэскую по времени, ─ писал один из крупнейших советских археологов и историков академик А. П. Окладников в замечательной книге "Далекое прошлое Приморья и Приамурья". ─ Основная масса рисунков принадлежит к архаической группе — первобытной. Они выполнены техникой выбивания или, как иногда пишут археологи, точечной ретушью, характерной для эпохи неолита. Древний мастер работал над своими рисунками также, как трудятся иногда над каменными топорами: он ударял камнем о камень, выкрашивая кристалл за кристаллом, кусочек породы за кусочком, так шла медленная и упорная работа, пока на камне не появлялся желаемый образ, существовавший до этого только в сознании художника. Все рисунки древнейшей группы, представляют собою, в собственном смысле слова не рисунки, а барельефные изображения. Центральное место среди изображений Сикачи — Аляна занимают загадочные и странным образом стилизованные антропоморфные лица — "личины".

Делать какие-то заключения относительно происхождения кунаширской личины не берусь. Камень у крыльца Южно-Курильского муниципального краеведческого музея представляется мне пока не более чем памятником тяги человека к творчеству, оригинальным способом передачи своего видения мира.

Стоит упомянуть ещё об одном не менее любопытном экспонате Южно-Курильского муниципального краеведческого музея ─ отпечатке медвежьей лапы на поверхности вулканической бомбы.

Он был найден в июле 1973 года в районе вулкана Тятя после его извержения — крупнейшего в курильской истории.

Нечто подобное я видел на Горном Алтае на Джумалинских термальных источниках. Они находятся на восточной границе плато Укок. Вблизи источников в траве лежит огромный серый валун с отпечатком ступни гигантского размера, напоминающей человеческую. Местные жители — теленгиты — убеждены, что след принадлежит снежному человеку (йети). Бусы, монеты на поверхности камня служат жертвоприношением духам горной местности.

— Как мог появиться этот след на камне? — спросил я тогда у смотрителя.

— След появился, когда земля была мягкой, — последовал ответ.

В некоторых случаях основанием для столь выразительных отпечатков могут быть осадочные породы.

Впрочем и среди людей немало тех, кто оставляет свои автографы в виде отпечатков пальцев, ладошек и ног где бы то ни было или устраивает аллеи и коллективные панно из оттисков ладоней известных людей.

Источник