КСП Коми: на безопасные дороги и поддержку семей с детьми регион в 2020 году потратил 2,5 миллиарда
Контрольно-счетная палата республики подвела итоги по мониторингу реализации региональных проектов в прошедшем году.
КСП региона не первый год ведет работу по мониторингу реализации национальных проектов и достижения национальных целей, определенных указом президента России от 7 мая 2018 года № 204*. Не стал исключением и 2020 год, в течение которого палата оценивала ход исполнения региональных проектов на территории Коми, в том числе в рамках анализа исполнения республиканского бюджета. Завершающим этапом проделанной работы стало подведение итогов мониторинга в целом за весь 2020 год в отношении реализации 45 региональных проектов, входящих в состав 11 национальных проектов (НП): «Образование», «Здравоохранение», «Демография», «Экология», «Жилье и городская среда», «Цифровая экономика» и другие**.
Как показал мониторинг, расходы на реализацию региональных проектов за счет средств федерального и республиканского бюджетов в 2020 году составили 9,2 млрд рублей, или 89,8% от годового плана, что на 6,2% ниже среднего уровня исполнения расходов бюджета Республики Коми за 2020 год. Одним из факторов низкого освоения бюджетных средств явилась неритмичность произведенных в течение года расходов. Существенная часть расходов (более 41%) была совершена в 4 квартале 2020 года.
Как и в 2019 году, основной объем расходов пришелся на такие проекты, как «Финансовая поддержка семей при рождении детей» (НП «Демография») и «Дорожная сеть» (НП «Безопасные и качественные автомобильные дороги») – более 1,3 млрд рублей и 1,2 млрд рублей соответственно. В первом случае средства были направлены преимущественно на осуществление ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, ежемесячных выплат, назначаемых в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, во втором - на выполнение мероприятий по приведению в нормативное состояние, снижению уровня перегрузки и ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах республики.
Значительные расходы прошлого года также связаны с финансированием работ по реконструкции автомобильной дороги на участке Кабанты Вис – Малая Пера в рамках проекта «Коммуникации между центрами экономического роста» (947,7 млн рублей) и проведением мероприятий по благоустройству территорий в муниципалитетах в рамках проекта «Формирование комфортной городской среды» (936,5 млн рублей).
Низкий уровень исполнения расходов (менее 85%) наблюдается по 7 региональным проектам с общей суммой неисполненных расходов 748,3 млн рублей, что в ряде случаев обусловлено длительным решением организационно-правовых вопросов, поздними сроками проведения закупочных процедур и заключения контрактов, неудовлетворительной ситуацией по строительству и вводу в эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры. Так, по итогам 2020 года не разработана проектная документация и не начато строительство 19 фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов) в рамках регионального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи». Работы по строительству и ввод в эксплуатацию ФАПов перенесены на 2021 год.
Не завершено в плановые сроки строительство средней общеобразовательной школы на 400 мест в с. Помоздино Усть-Куломского района (РП «Современная школа») и детского сада на 270 мест в селе Выльгорт Сыктывдинского района (РП «Содействие занятости женщин»); сроки сдачи указанных объектов также перенесены на 2021 год.
В отдельных муниципалитетах отмечены сложности при реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья (РП «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда»), связанные с отсутствием на вторичном рынке недвижимости предложений, удовлетворяющих требуемым параметрам, и как следствие, отсутствием заявок на участие в соответствующих закупках. Так, в Сыктывдинском районе за 2019-2020 годы признаны несостоявшимися 52 электронных аукциона по приобретению благоустроенного жилья для переселения граждан из аварийного жилья, или свыше 64% всех объявленных аукционов.
По причине нарушения подрядчиками условий муниципальных контрактов сорваны поставка и монтаж оборудования для занятий спортом в Сыктывкарском парке имени Кирова (РП «Формирование комфортной городской среды»), не завершены работы по подготовке проектно-сметной документации (привязка экономически эффективной проектной документации повторного использования) по объекту «Строительство детского сада по ул. Тентюковская 505/2, Сыктывкар» (РП «Содействие занятости женщин»).
Всего на реализацию региональных проектов в 2020 году муниципалитеты израсходовали 3,5 млрд рублей (90,5% от плана), включая средства местных бюджетов. Стопроцентное исполнение расходов достигнуто в Инте, Удорском, Усть-Цилемском районе.
Для реализации запланированных мероприятий в 2020 году заключено 2829 государственных и муниципальных контрактов. Средства, предусмотренные на их финансирование в размере 5,7 млрд рублей, использованы на 83,7%. Наименьший процент исполнения расходов сложился по НП «Здравоохранение», в основном из-за проблем при реализации мероприятий, направленных на обеспечение учреждений здравоохранения высокотехнологичным медицинским и иным оборудованием, в том числе в связи с неготовностью помещений медицинских организаций к установке закупаемого оборудования.
По итогам 2020 года достигнуто 70,5% целевых показателей, установленных для оценки региональных проектов. Количество невыполненных показателей существенно выросло по сравнению с 2019 годом (с 35 до 56 показателей). Следует отметить, что ранее Контрольно-счетная палата указывала на имеющиеся риски невыполнения мероприятий и недостижения показателей региональных проектов, в особенности при экспертной оценке исполнения государственных программ в рамках рассмотрения проекта бюджета на 2021 год.
По результатам проведенного мониторинга Контрольно-счетная палата считает необходимым провести работу по актуализации республиканского законодательства по вопросам проектной деятельности и паспортов региональных проектов с учетом устранения недостатков в части планирования их параметров (показателей, планов мероприятий, источников финансового обеспечения); обеспечить соблюдение требований бюджетного законодательства при отражении финансирования мероприятий региональных проектов; повысить качество формируемой отчетности со стороны ответственных органов исполнительной власти и качество оценки достоверности представляемой информации о реализации проектов со стороны регионального проектного офиса.
Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлен в адрес главы Коми, Государственного совета республики и первого заместителя председателя правительства региона.
* Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
** С информацией о национальных и региональных проектах можно ознакомиться на сайте Проектного управления в Республике Коми по ссылке.