«Котики» и «лайнеры» ждут пополнения: как живет трамвайный парк Владивостока
«Шестерка» дает громкий звонок и начинает движение: на Сахалинской вагон примет первых пассажиров и отправится в путь до Минного городка и обратно. Трамваи во Владивостоке ходят только по этому маршруту уже девять лет и сегодня являются не просто средством передвижения. В День города VL.ru рассказывает, как живет движущаяся достопримечательность столицы Дальнего Востока.
Прошлое, настоящее...
Заложенная в 1908 году первая трамвайная линия во Владивостоке заработала в 1912-м. Пять вагончиков маршрута № 1 соединяли вокзал с Луговой, где находилось первое в городе депо. Потом электротранспорт пошел от вокзала до Первой Речки (там было второе депо). Мы находимся в третьем в истории города трамвайном депо.
В разные годы во Владивостоке работало 10 маршрутов. О тех временах напоминает, например, трамвайное кольцо во дворах в районе вокзала или рельсы, оставшиеся то тут, то там. Говорят, что сейчас вполне реально возобновить маршрут № 7 до Третьей Рабочей. Но пока ходит только «шестерка» «Сахалинская – Минный городок». Специалисты службы пути говорят: 11,5 км рельсов в удовлетворительном состоянии. Их, как и контактные провода, днем осматривают, а ночью по мере надобности ремонтируют.
С ноября прошлого года во всех трамваях и троллейбусах введена электронная система оплаты. Водители говорят, стало удобнее и быстрее. По безналу оплачивают проезд люди всех возрастов.
Сейчас в депо 26 трамваев. На ходу – 15, на линию ежедневно выпускают 14, к остановке они подходят раз в 5-10 минут. Причем пробок для них, как правило, не бывает. Если, конечно, ДТП на перекрестках не происходит. Движение обеспечивают две тяговые подстанции. «Контактная сеть 600 вольт, постоянный ток», – объясняет начальник депо Павел Калинин.
В парке трудятся вагоны РВЗ и КТМ. Аббревиатуры расшифровываются как «Рижский вагоностроительный завод» и «Кировский трамвай моторный», то есть собранный на Усть-Катавском заводе. Первый за размеры называют лайнером, а второй – котиком, он поменьше.
...и будущее
Летом на линию выходит открытый ретро-трамвай. Его пассажиры очень любят и порой даже ждут именно этот вагончик. Особенно на нем приятно будет кататься, если во Владивосток когда-нибудь придут жаркие дни.
Ко всем памятным датам готовится праздничный трамвай. Ко Дню Победы – с Георгиевской лентой и кадрами из славного военного прошлого. К Новому году внутри даже ставят елочку. Бывают совместные акции с ГИБДД и школами, посвященные безопасности. И, конечно, ко Дню города готовятся особо.
На бортах исторического вагончика, который пассажирам особенно люб, – фотографии из жизни старого Владивостока. Газовой горелкой обжигают вагон до металла, очищают от лакокрасочного покрытия. Потом грунтуют кузов, накладывают шпаклевку, герметизируют швы, где нужно, красят и клеят оракал.
Этот РВЗ – «лайнер-ветеран», ему уже около 30 лет. Да и вообще машин младше 20 лет у нас пока нет. Прибалтийские «лайнеры» вообще очень крепкие и надежные. Правда, в Риге трамваев больше не делают. 10 трамваев, которые идут к нам из Москвы, – производства Усть-Катавского завода.
В депо с нетерпением ждут обновки. Напомним, еще 30 мая в ходе отчета перед Думой глава города Олег Гуменюк сообщил, что столица Дальневосточного федерального округа попросила у столицы России 10 трамваев 2005-2007 года выпуска. Все они только что после капремонта и не потребуют больших денежных вложений еще 15 лет. Сергей Собянин согласился поддержать Владивосток.
Во Владивосток 10 «котиков» прибудут в начале осени на автопоезде. Они уже побегали по Москве – это следующее поколение после наших. И это даже хорошо: на новые пришлось бы переучивать водителей, ремонтный персонал (там другая система управления, элементная база), чинить контактную сеть и пути. А так – принципиального отличия для сотрудников трамвайно-троллейбусного управления не будет, плюсы для пассажиров – трамваи красивее и удобнее. Прошли в 2015 году капитальный ремонт: полностью заменена проводка, оборудование, бортовые обтяжки.
Трамваев немного, но работы хватает
Проходим цеха по сборке тяговых двигателей и по ремонту тормозных колодок, пневмоцех. Около стены плакат «Готовая продукция». Под ним лежат дверные приводы: на одних написано «хор» – значит, хорошие, их уже проверили и, где надо было, починили.
На зоне ежедневного обслуживания трамвая работает по два человека на смене. ТО-2 – техобслуживание второго типа – проводит бригада из трех человек. Еще трое – на капремонте. Иногда, телеги, на которых ездит трамвай, снимают, перебирают, смазывают. Если течет масло, чинят редуктор (масло, кстати, используют автомобильное).
Каждый день, а иногда дважды в сутки (зависит от погоды), вагончики моют. Трамвай дает звонок и задним ходом заезжает на мойку, оборудованную тут же, в депо. Ежедневно перед выходом на линию трамвай проходит 40-минутный осмотр и подготовку в рейс. Его осматривают по низам, проверяют работу электрического оборудования, тормозной системы. Если водителю что-то не понравится, он не примет вагон.
«В авторемонте рынок насыщен, а у нас все довольно специфично. Человека нужно готовить – на это уходят годы, – признает начальник депо Павел Калинин. – Люди к нам приходят по-разному: по объявлению, через знакомых. А есть те, кто с детства любил трамваи. Есть и трудовые династии: родители еще при Советах работали в трамвайно-троллейбусном управлении, дети продолжают традицию, трудятся кондукторами, ремонтниками».
Сергей Молчанов в депо уже 32 года. Сперва думал идти на машиниста, но выбрал трамваи. 30 лет работал водителем, два года – заместителем директора по эксплуатации. На вопрос, чем эта работа хороша, не колеблется: «Общение с пассажирами. Они заходят – улыбаешься, провожаешь тоже с улыбкой. У нас город небольшой, пассажиры нас знают, мы их».
В Советские времена зарплаты были ого-го – инженеры столько не зарабатывали. Со временем уменьшились. Но зато работа интересная, коллектив дружелюбный и за каждого сотрудника здесь по-настоящему держатся.
Кузовной маляр Александр Гулякин в ТТУ уже пять лет, с 22 лет. Специализируется на подвижном составе: трамваи, троллейбусы, фуникулер. У строительного маляра, например, более широкий спектр работ. Пришел, как и многие, случайно – товарищ-энтузиаст подсказал и помог сделать выбор. Хотя сейчас он не скрывает: это призвание. Трамваями увлекался с детства, любил наблюдать за вагонами. И повезло – увлечение совпало с работой.
«Во многих городах и транспорта-то электрического нет. А Владивосток всегда украшали трамваи – это культурно-историческая ценность, которой в этом году, между прочим, исполнится уже 107 лет, – поддерживает беседу Александр, отвлекшись от обжига исторического вагончика. – Есть стандартные КТМ-5, КТМ-8. А есть – 221-й наш. Он необычный, украшен – повествует о важных датах Владивостока, внутри размещена мобильная библиотека. Он и туристов привлекает. Вагоны РВЗ всегда считались образцово-показательными, у них кузов выполнен из более долговечного материала – дюралюминия».
Пассажиры вообще добрые
На водителя можно выучиться здесь же, на Борисенко, 44 и абсолютно бесплатно. Причем не обязательно даже уметь управлять автомобилем. Ученики сначала овладевают профессией в техклассе, потом в депо, потом на линии с водителем-наставником, а потом – экзамен в ГАИ.
В классе – много схем, механизмов. В центре установлена передняя часть трамвая КТМ. Ученик подходит, садится в кабину, все включает и дает ходовые позиции – то есть начинает движение. На схеме отображается, что происходит в трамвае.
Тут же – для наглядности – реостатный контроллер. Это сердце трамвая, с его помощью управляют мощностью двигателя. Через него идут команды, которые дает водитель из кабины. Бывает, сердце барахлит. Могут контакты подгореть, провод, «кулачки» (кулачковые контакторы) – тогда приходится вызывать не кардиолога, конечно, но электрика. В бригадах посуточно работают по три специалиста и еще один – на пятидневке.
Лили Прокопчук – водитель трамвая. Пять с лишним лет назад прочитала объявление и пришла учиться. Получила свое первое водительское удостоверение (особой категории – трамвай). «Никогда не думала, что буду здесь работать. Так уж обстоятельства сложились. И знаете, мне моя работа нравится – особенно люблю пассажиров, они вообще добрые. Частенько слышишь благодарность».
Теперь два через два дня Лили встает в 4 часа утра, собирается на работу, едет на «дежурке» в депо. Расписывается в документах. Делает четыре круга – обед. Еще четыре круга – обед. Еще четыре – и домой. Каждый круг – 54 минуты. Смена длится 12 часов.
В кабине водителя места немного. Вагончик сам идет по рельсам – рулить здесь не нужно. На панели – два вольтметра. Прибора два: по одному на два двигателя. Первое сиденье в салоне откидывается, под ним – ящик с песком. «В юзовую погоду – обледенение, морось, дождик – нажимаешь на педаль – на рельсы сыплется песок, чтобы на юз не подхватило, – объясняет Лили. – Вообще-то водитель должен уметь управлять любым трамваем. Есть, конечно, условно говоря, закрепленные за нами. Но вдруг сломается? Я могу и на РВЗ сесть, и на КТМ. А вообще-то все трамваи разные. У меня есть любимый – тот, к которому я привыкла. Начинает капризничать – я ему говорю: котик, перестань. И он слушается».