Конференция СППИ ГИПП "Лидер подписки 2019/1"

17 апреля в помещении ФГУП «Почта России» состоялась конференция СППИ ГИПП «Лидер подписки 2019/1».

В конференции приняли участие руководители УФПС, сотрудники ФГУП «Почта России», издатели, представители подписных агентств, дистрибьюторы прессы, журналисты.

Конференцию открыл вице-президент СППИ ГИПП по распространению печатной продукции Александр Владимирович Оськин. Он определил основные направления предстоящей дискуссии и обратился к собравшимся с предложениям выступать с новыми идеями и инициативами по сохранению института подписки на газеты и журналы.

Исполнительный директор СППИ ГИПП Елена Маратовна Шитикова выступила с докладом о ситуации на российском рыке подписки. Россия традиционно считалась страной подписки, сказала она, подписка всегда была и остается одним из основных каналов распространения печатной периодики. Эта система удобна жителям, в частности удаленных регионов, и выгодна издателю, который, получая деньги за подписку, имеет возможность планировать свою хозяйственную деятельность.

Ситуация на рынке подписки кардинально изменилась в 2014 году, когда государство отказало Почте России в субсидиях на покрытие расходов по доставке подписных изданий населению, что привело к росту почтовых тарифов и падению подписных тиражей. В России, в отличие от многих зарубежных стран, подписные цены на печатную периодику выше розничных (на 20–90% в зависимости от издания), в то время как, например, в США подписная цена ниже розничной в 3–12 раз. В России также чрезмерно высока доля стоимости доставки в подписной цене — для сравнения, в Европе она обычно не превышает 20–30%.

Среди задач по поддержке и сохранению подписки на прессу в 2019–2020 гг. Елена Шитикова выделила возвращение Почте России субсидий на подписку на покрытие убытков от доставки подписных изданий населению, реализацию региональных программ популяризации подписки, рекламно-информационную работу Почты России, издателей, подписных агентств, развитие электронной подписки на прессу с акцентом на молодежь и другие конкретные целевые группы с использованием социальных сетей, а также развитие всех форм благотворительности и спонсорства в рамках подписных кампаний и изучение и внедрение зарубежного опыта в организации подписки на газеты и журналы.

Руководитель департамента по развитию подписных сервисов и дополнительных услуг (блок почтового бизнеса) ФГУП «Почта России» Марина Николаевна Кислова в своем докладе отметила, что подписка оценивается как падающее направление в распространении печатной продукции. Основная доля подписчиков — пенсионеры, у жителей регионов часто не хватает денег на подписку, а молодежь не подписывается на издания, потому что не понимает ценности подписки в целом.

Нужно изменить отношение людей к подписке, и это больше, чем просто слова, подчеркнула Марина Николаевна и подробно остановилась на работе почтового ведомства по поддержке института подписки, в том числе введении всевозможных льгот для социально значимых изданий, ветеранов и других социально незащищенных групп населения, проведении акции «Дерево добра», использовании онлайн-подписки, работе с новыми категориями населения, особенно с молодежью, и других мероприятиях.

Руководитель департамента по развитию подписных сервисов и дополнительных услуг ответила на ряд вопросов издателей о ситуации на рынке и прежде всего о Межрегиональном агентстве подписки (МАП) и неплатежах с его стороны. Она разъяснила, что ФГУП «Почта России» имеет договорные отношения с МАП и поэтому обязано перечислять полученные за подписку деньги Агентству. Но издатели могут официально направить в ФГУП «Почта России» обращение о замене подписного индекса своего издания на индекс по другому подписному каталогу, и в этом случае средства за текущую подписку не будут поступать в МАП, а будут отправляться напрямую издателю.

Она призвала к тесному сотрудничеству между издателями и почтовым ведомством в интересах сохранения и развития института подписки.

В заключение своего доклада Марина Кислова представила участникам конференции новых сотрудников ФГУП «Почта России», работающих в сфере развития института подписки и реализации новых проектов: врио руководителя отдела по работе с издательскими домами Марию Огай и руководителя отдела управления проектами и развития дополнительных услуг Департамента по развитию подписных сервисов и дополнительных услуг Юлию Шпонкину.

Первый заместитель генерального директора АО «Агентство "Роспечать"» Виктор Иванович Кокорев в своем выступлении отметил: «Мы находимся внутри технологической цепочки, и наша задача — борьба и за издателя, и за подписчика».

Также Виктор Кокорев высказал ряд конкретных предложений в адрес Почты России, в частности по оптимизации подписных технологий и эффективному взаимодействию с подписным агентствами.

Исполнительный директор ООО «Собеседник» Сергей Валерьевич Цыганов высказал свою точку зрения на состояние института подписки в стране и перспективные пути его развития. Он подробно рассказал о деятельности ИД «Собеседник»по поддержанию и наращиванию подписки на свои издания и отметил, что в нынешних условиях Почта России работает хорошо, и если нет роста подписки, то это в большей части вина издателей, потому как залогом такого роста является эксклюзивный качественный контент.

Сергей Валерьевич Цыганов внёс предложение объединить две проводимые в полугодие декады подписки в одну и для привлечения подписчиков сделать во время их проведения скидку 10–15%.

Руководитель направления импорт/экспорт и оптовые продажи ГК «Урал-Пресс» Н. И. Лебедев рассказал о новых возможных решениях для обеспечения роста подписки. К примеру, в Европе в настоящее время в моду входит кириллица и сам русский язык становится популярным, поэтому надо использовать это явление для продвижения подписки на российские издания за рубежом.

Н. И. Лебедев рассказал о ежегодной Франкфуртской книжной выставке и предложил организовать в этом году российскую экспозицию, где можно было бы представить отечественную периодику для зарубежных читателей.

Заместитель генерального директора ФГБУ «Редакция "Российской газеты"» Евгений Владимирович Абов позитивно оценил инновации в докладе М. Н. Кисловой по поддержке и развитию подписки в стране, отметил большое значение развития логистики и обеспечения качественной доставки прессы населению. Он высказал ряд предложений по расширению акции «Дерево добра», отметив, что «Российская газета» готова принять в этой акции самое активное участие.

Директор УФПС Курской области Виктор Игоревич Вырожемский в своем выступлении сделал акцент на необходимости сохранять подписку прежде всего за счёт доступных цен для населения. Он рассказал об опыте своего УФПС, которое обеспечивает высокий уровень подписки среди населения и считает данную работу социально ответственной и политически важной. Он высоко оценил деятельность АО «Агентство "Роспечать"» и конкретно В. И. Кокорева по поддержке подписки и призвал издателей активно взаимодействовать с УФПС по поддержке подписки и розницы в отделениях связи.

В дискуссии по обсуждаемым проблемам также принял участие ряд издателей федеральных и региональных газет и журналов.

Итоги конференции подвел Александр Владимирович Оськин. Он предложил рассмотреть новую модель поддержки подписки, а именно введение подписных сертификатов, прежде всего для социально незащищенных слоев населения — пенсионеров, инвалидов, ветеранов, а также студентов и школьников. Пенсионеры могли бы получать сертификаты в отделах соцобеспечения по месту жительства, а молодежь — через сайты госуслуг. Эти сертификаты давали бы право на скидку 500–1000 рублей, а государство по этим сертификатам компенсировало бы затраты на доставку Почте России.

После завершения конференции Лидерам подписки 2019/1 были вручены дипломы СППИ ГИПП. Свои награды вручило АО «Роспечать».

Источник