Компанию, водитель которой не выпускал школьника из автобуса, оштрафуют на 8 000 рублей за неработающий терминал
Администрация Владивостока оштрафует транспортную компанию, ООО «РостТранс», водитель которой 1 марта на 64-м маршруте не выпускал из автобуса школьника в течение нескольких остановок. Основание – терминал, который по неизвестной причине был отключен четыре раза в течение дня. Родитель мальчика намерен также дождаться ответа полиции, которая должна дать оценку действиям водителя – школьник утверждает, что его не выпускали из автобуса, а водитель заставил его попрошайничать 28 рублей на проезд. Шофер обвинения отрицает.
Напомним, в воскресенье, 1 марта, водитель автобуса № 64 не выпустил школьника на остановке «Спортивная» из-за того, что терминал не списал плату за проезд с карты, а наличных у него не было. Со слов мальчика, мужчина пригрозил, что не выпустит его, пока тот не найдет деньги, например, у других пассажиров.
На следующей день, 2 марта, управление транспорта администрации Владивостока пригласило на встречу и мальчика с отцом, и водителя с директором транспортной компании. Обе стороны изложили свою версию случившегося.
«Я ехал с Тихой на Зарю в пробке, – рассказывает водитель автобуса № 64. – Опаздывал, потому что на Борисенко часто бывает пробка. Подъехал к Спортивной и открыл дверь. Нажал кнопку, но оплата не списывалась. А там люди выходят же, спешат. Они все вышли и я еще раз нажал [кнопку] – не работает. Объясняю – либо заблокирована карта, либо на счету нет денег. Сзади в автобусе есть номер с информацией – позвоните узнайте. Он прошел назад, я поехал дальше. На Луговой высаживаю людей, он пробует опять – снова стоп-линия, не читает карту. Я спросил “Где выходишь”, он мне – ”Тебе какая разница”. Я дверь закрыл и дальше поехал. Проехали Баляева, он не подходил. На “Таксопарке” не останавливался – заранее спросил, никому не надо было, а я же спешил наверстать расписание после пробки. На Камской вышел мужчина и парень этот».
По словам школьника, все было несколько иначе. «Я зашел на остановке “Столовая”, хотел сойти Спортивной, – рассказывает 15-летний школьник. – Приложил - не работает. Мне говорят стоп-линия, стоп-лист, не работает. А я не разбираюсь в этом! Спрашиваю: пин-код может ввести? Вы закрыли дверь и начали ехать дальше [этот момент водитель тут же решительно отрицает, “Не было такого”]. Я спрашиваю что делать, вы говорите иди попрошайничай. [Водитель: “Даже разговора такого не было”]. Я насобирал деньги, отдал 28 рублей и вышел из автобуса, и от остановки пешком шел до Тихой, не зная территории. На автобусе обратно не ехал, потому что боялся, что карта вновь не сработает».
10 марта управление транспорта после проведенной проверки получило официальный ответ от подведомственного мэрии предприятия «Автоматизированный диспетчерский центр». Именно эта компания отслеживает все безналичные транзакции в автобусах. Выяснилось, что валидатор на автобусе ВО 857 25 RUS 1 марта отключался четыре раза в среднем по 40-50 минут зараз. Один из таких промежутков попадает и под ситуацию со школьником. На «Спортивной» он пытался выйти примерно в 13:20, а терминал не работал с 12:46 до 13:45.
«Возможно, водитель это делал сам, но это в любом случае вопрос к транспортной компании. В договоре указано, что валидатор должен работать всегда, потребитель не должен сталкиваться с этой проблемой. В 20:00 1 марта на этом терминале транзакции фиксировались, а обращений в АДЦ о замене терминала не поступало. Это является основанием для штрафа в размере 8000 рублей», – отметил начальник управления транспорта администрации Владивостока Александр Иванов.
«Проверка карты, которой, как утверждается, пытались расплатиться, показала, что последний на тот момент транзакция была сделана 28 февраля в 17:51. На 64 маршруте последний раз ей расплачивались 18 февраля. 1 марта никаких транзакций не зафиксировано», – уточняет директор МКУ «Автоматизированный диспетчерский центр» Татьяна Бердникова.
Однако в АДЦ отмечают – проверить, действительно ли мальчик расплачивался той же самой картой, предъявленной позднее отцом для проверки, невозможно. Ведь в тот момент терминал, согласно данным постоянного онлайн-мониторинга, был отключен.
Странно и противоречиво то, что по данным администрации города терминал не работал, а мальчик на итоговой встрече 10 марта в управлении транспорта утверждал, что терминал был по меньшей мере включен и по нему даже расплачивались другие пассажиры. Косвенно на то, что валидатор все-таки выполнял свою функцию, указывают и показания водителя, говорившего 2 марта о стоп-линии («стоп-листе»). Это значит, что терминал возможно все-таки был включен, но в базе это почему-то не отобразилось.
Свидетелей, которые видели бы, как мальчика не выпускают из автобуса и заставляют попрошайничать, нет. Камеры в автобусе отсутствуют, и обязанности их установки у перевозчика нет. Но уже конкретно эти два эпизода самоуправства – зона полномочий не администрации Владивостока, а полиции.
«На муниципальном транспорте такая история была бы невозможна. Если бы наш водитель заставлял ребенка попрошайничать деньги на проезд у пассажиров или тем более не выпускал бы его из автобуса, уже на следующий день он бы не работал, – говорит Александр Иванов. – Порядок с этим будет только тогда, когда хотя бы 80% транспорта в городе будет муниципальным, в коммерческой перевозке все еще вакханалия. За прошлый год мы оштрафовали на 1 600 000 рублей, это огромный объем выявленных нарушений» [При штрафах в 5 000 или 8 000 рублей это минимум 320 протоколов в год – прим. VL.ru].
«Частая проблема у нас, когда быстро прикладывают карту, и проходит двойная оплата, в этом случае переплата возвращается, – отмечает Татьяна Бердникова. – Не могу ничего точно сказать конкретно про этот случай, но со стороны пассажиров, к сожалению, у нас тоже довольно часто фиксируются мошеннические действия. Например, пытаются расплатиться картой, на которой нет денежных средств и она на тот момент находится в стоп-листе, или подносят пластик без NFC».
Сейчас родитель мальчика Сергей Екимов намерен дождаться официального ответа мэрии (запрос в онлайн-приемную он отправил 1 марта, на ответ дается до 30 дней) с той же информацией со встречи (о неработающем терминале), и уже с официальными документами пробовать добиваться правды дальше.
«Я писал заявление в полицию на самоуправство, ответа пока нет, – говорит Сергей. – По итогам проверки будет понятно, что с этой ситуацией делать дальше. Может, в суд пойду и на моральный ущерб подам или извиниться попрошу директора транспортной компании перед ребенком, но нужны бумаги. Больше всего переживаю за детей – я выяснил, что такие случаи как у нас, к сожалению, не так уж и редки. Это настоящее издевательство над детьми. Правда мне так до конца не понятно, кого водители в данном случае обманывают – администрацию Владивостока или дирекцию транспортных компаний».