Как работал и почему «погиб» Новобрянский головной завод, чью продукцию поставляли в 16 стран мира

«Информ Полис» продолжает цикл материалов «Заводы Бурятии». В этом году мы перемещаемся в ближайшие районы республики, где также кипела жизнь на различных крупных предприятиях, историю которых хранят люди старшего поколения в своих сердцах и памяти.

Новобрянский головной завод был гордостью села Новая Брянь в Заиграевском районе. Нигде в Бурятии, кроме как здесь, не выпускали такое количество кузовов и прицепов для техники и не ремонтировали такое количество тракторов и грузовиков, столь необходимых в сельском хозяйстве Советского Союза. Завод занимал огромную территорию, состоял из нескольких цехов, обеспечивал работой более двух тысяч людей и «тащил» на себе огромное в то время село – Новую Брянь. Сегодня же от предприятия не осталось почти ничего.

Гектары кирпичей

Всё, что осталось от Новобрянского головного завода, долгое время было мертвым памятником слаженному и чёткому производству при селе, вызывало грустную ностальгию у старожилов села и заставляло приезжих задуматься о том, что же произошло с этой крупной территорией такое, что все здания выглядят так, словно здесь вчера была война. Кстати, в 2016 году на руинах бывшего авторемонтного завода известный бурятский режиссёр Солбон Лыгденов снимал часть фильма «321-я Сибирская». Декорации, надо сказать, подходящие.

Как работал и почему «погиб» Новобрянский головной завод, чью продукцию поставляли в 16 стран мираКак работал и почему «погиб» Новобрянский головной завод, чью продукцию поставляли в 16 стран мираКак работал и почему «погиб» Новобрянский головной завод, чью продукцию поставляли в 16 стран мираКак работал и почему «погиб» Новобрянский головной завод, чью продукцию поставляли в 16 стран мираКак работал и почему «погиб» Новобрянский головной завод, чью продукцию поставляли в 16 стран мираКак работал и почему «погиб» Новобрянский головной завод, чью продукцию поставляли в 16 стран мираКак работал и почему «погиб» Новобрянский головной завод, чью продукцию поставляли в 16 стран мираКак работал и почему «погиб» Новобрянский головной завод, чью продукцию поставляли в 16 стран мираКак работал и почему «погиб» Новобрянский головной завод, чью продукцию поставляли в 16 стран мираКак работал и почему «погиб» Новобрянский головной завод, чью продукцию поставляли в 16 стран мираКак работал и почему «погиб» Новобрянский головной завод, чью продукцию поставляли в 16 стран мираКак работал и почему «погиб» Новобрянский головной завод, чью продукцию поставляли в 16 стран мира

Фото: Евгений Коноплёв

Вся территория занимает несколько гектаров. Сегодня она сплошняком усеяна кирпичами, кусками бетонных стен и арматурой. Здесь раньше стояли цеха. В прошлом году всё, что от них осталось, пустили под бульдозер. Жители села вспоминают не об одном несчастном случае на развалинах бывшего завода, именно поэтому его останки и решено было снести. Хотя несколько пустых ветхих зданий ещё стоят на самом въезде в Новую Брянь. Но в скором времени с землёй сравняют и их.

«Снабжали весь Союз»

Новобрянский головной завод производственного объединения «Бурятавторемонт» был организован на базе мастерской МТС в марте 1959 года. За первый год работы предприятие произвело продукции более чем на 260 тысяч рублей, отремонтировав 109 тракторов и 59 тракторных двигателей. Трудилось тогда здесь 75 человек.

В середине 60-х завод реконструировали, увеличив площадь цехов в восемь раз. В 1963 году начал свою работу цех капитального ремонта автомобилей и агрегатов. За этот же период для местного населения и работников силами завода построили почти 3 тысячи квадратных метров жилья. В 1969 году предприятие пережило ещё одну реконструкцию и расширение и, как результат, выдало 2 тысячи тракторных прицепов. После технического перевооружения на заводе запустили ещё 150 единиц нового оборудования.

Завод довольно быстро осваивал новые виды продукции. За первые десять лет существования здесь начали делать капремонт тракторов ТДТ-40, ДТ-54 и их двигателей, изготавливать стеллажи-навесы и производить тракторные прицепы 2 ПТС-4. Число работников между тем выросло до 2 100 человек, а сумма от продажи продукций превысила 56 миллионов рублей.

В 70-е годы на заводе освоили штамповку дефицитных шестерен автомобилей, занимались капитальным ремонтом тракторов Т-100 и автомобилей ГА3-52 и их двигателей, изготовлением кузовов ГАЗ-69 и ГАЗ-69а, производством тракторных прицепов 2 ПТС-4 с десятикубовым кузовом.

Как работал и почему «погиб» Новобрянский головной завод, чью продукцию поставляли в 16 стран мира

Сварка рамы прицепа 2 ПТС-4М

Как работал и почему «погиб» Новобрянский головной завод, чью продукцию поставляли в 16 стран мира

Конвейер для сборки прицепов 2 ПТС-4М

Как работал и почему «погиб» Новобрянский головной завод, чью продукцию поставляли в 16 стран мира

Подготовка кузова ГАЗ-69 к покраске

Как работал и почему «погиб» Новобрянский головной завод, чью продукцию поставляли в 16 стран мира

Сборка ветрового окна автомобиля ГАЗ-69

Как работал и почему «погиб» Новобрянский головной завод, чью продукцию поставляли в 16 стран мира

Поточная линия окончательной сборки автомобилей

Завод состоял из нескольких цехов: штамповочно-сварочного, механосборочного, тракторного, кузовного, авторемонтного, инструментального, а также из нескольких отделов: конструкторского, отдела сбыта и отдела главного механика.

Как работал и почему «погиб» Новобрянский головной завод, чью продукцию поставляли в 16 стран мира

– Машины привозили к нам на ремонт со всей Бурятии, из Забайкалья. Запчасти для сборки автомобилей привозили из Ульяновска, дышла на прицепы из Владивостока. По сельскому хозяйству мы занимали третье место в СССР. Прицепы и кузова производили с нуля. Прицепы не только для тракторов, но и маленькие для «Жигулей». Они были сделаны так крепко, что до сих пор служат людям. Снабжали мы весь Союз. Наш завод был головной, а вспомогательные находились в поселках Селендума и Татаурово, – вспоминает бывшая работница Людмила Ивановна Шкурметова.

Человек ни в чём не нуждался

Людмила Шкурметова приехала в Новую Брянь в 1971 году из Улан-Удэ. Приехали всей семьёй, и муж сразу пошёл работать на завод начальником цеха, Людмила Ивановна – оператором в штамповочно-сварочный цех. Уже через два месяца они получили благоустроенную квартиру в многоэтажном доме. В 1979 году Людмила Ивановна стала заместителем председателя завкома завода. О ставшем родным предприятии у неё остались только самые хорошие воспоминания, несмотря ни на что.

– Цеха были всегда холодные, ни о каком отоплении никогда речи не было. Но никто никогда на это не жаловался, да и не болели особо, – с улыбкой вспоминает бывшая работница завода. – Работа трудная, грязная. По старым фотографиям можно посмотреть, что там все в чёрной залоснившейся фуфайке. Но на это никто как-то не жаловался. Особенно сложная работа была у сварщиков, штамповщиков, распредзаготовителей, кладовщиков. К нам на работу привозили три больших автобуса людей со Старой Бряни, Татарского Ключа, Заиграева, Челутая. Людей не хватало. Комнаты отдыха были, столовые для приезжих рабочих. Заводчан всех на обед возили домой на автобусах бесплатно, потому что у всех своё хозяйство – надо его накормить-напоить и самому пообедать. С продуктами здесь было трудновато, и мы стояли в очереди с утра. Но ничего, нам это было даже интересно. С голоду никто не умирал. В цехах давали комбикорм и отруби для нашего хозяйства. Рабочий день чётко и строго распределялся: с восьми до пяти – первая смена, с пяти до полуночи – вторая, потом до шести утра – третья. Но третья в основном кузнечная. Пресса так шумели и гудели, что в домах было слышно, как цех работал. Люди были очень хорошие, специалисты грамотные, достойные. Дружно работали. Принимали участие в разных конкурсах и всегда занимали призовые места.

Как работал и почему «погиб» Новобрянский головной завод, чью продукцию поставляли в 16 стран мираКак работал и почему «погиб» Новобрянский головной завод, чью продукцию поставляли в 16 стран мираКак работал и почему «погиб» Новобрянский головной завод, чью продукцию поставляли в 16 стран мираКак работал и почему «погиб» Новобрянский головной завод, чью продукцию поставляли в 16 стран мираКак работал и почему «погиб» Новобрянский головной завод, чью продукцию поставляли в 16 стран мираКак работал и почему «погиб» Новобрянский головной завод, чью продукцию поставляли в 16 стран мираКак работал и почему «погиб» Новобрянский головной завод, чью продукцию поставляли в 16 стран мираКак работал и почему «погиб» Новобрянский головной завод, чью продукцию поставляли в 16 стран мираКак работал и почему «погиб» Новобрянский головной завод, чью продукцию поставляли в 16 стран мираКак работал и почему «погиб» Новобрянский головной завод, чью продукцию поставляли в 16 стран мираКак работал и почему «погиб» Новобрянский головной завод, чью продукцию поставляли в 16 стран мираКак работал и почему «погиб» Новобрянский головной завод, чью продукцию поставляли в 16 стран мираКак работал и почему «погиб» Новобрянский головной завод, чью продукцию поставляли в 16 стран мираКак работал и почему «погиб» Новобрянский головной завод, чью продукцию поставляли в 16 стран мираКак работал и почему «погиб» Новобрянский головной завод, чью продукцию поставляли в 16 стран мираКак работал и почему «погиб» Новобрянский головной завод, чью продукцию поставляли в 16 стран мираКак работал и почему «погиб» Новобрянский головной завод, чью продукцию поставляли в 16 стран мираКак работал и почему «погиб» Новобрянский головной завод, чью продукцию поставляли в 16 стран мираКак работал и почему «погиб» Новобрянский головной завод, чью продукцию поставляли в 16 стран мира

Вместе с заводом росло и развивалось село. В Новой Бряни силами предприятия построили две школы в общей сложности на 1 800 мест, четыре детсада, более двадцати многоэтажных домов, квартиры в которых давали рабочим. Вспомогательную работу по строительству и ремонту по вечерам делал коллектив завода. В селе проложили асфальт, заводчане высаживали деревья и кустарники. Отдыхать ездили на турбазу на Байкал, лечиться – в профилакторий в Ильинку. И всё было абсолютно бесплатно.

– Мы всегда выполняли госплан. С отделов нас отправляли в цеха, шли и работали добровольно, чтобы выполнить план. Зарплата была небольшая, где-то 90–110 рублей, но нам хватало. Мы и шубы покупали, и сапоги. Но на более крупные вещи, стенки, например, или ковры, у нас была очередь в отделе рабочего снабжения. Кредиты давали очень мало, но мы обходились как-то без них. Была, конечно, очередь и на автомобили, и на мотоциклы. Как-то перезанимали, но покупали. В то время для людей старались сделать всё, чтобы человек ни в чём никогда не нуждался. С Востоком у нас была договорённость, и нам бочками горбушу привозили, она стоила копейки совсем. И икру привозили. У нас директора завода всегда на это внимание обращали и говорили, что главное – человек, нужно, чтобы он ел хорошо, и жил хорошо, и учился, и работал, и ни в чём не нуждался, – рассказывает Людмила Шкурметова.

В Новую Брянь стремилась приезжать молодёжь. К началу 80-х население села составляло около семи тысяч человек. Здесь открыли музыкальную школу, начал свою работу Дворец культуры, в комплексе которого функционировал плавательный бассейн, директором его с 1987 по 2000 год была Людмила Ивановна. Пенсионерка признаётся, что с открытием Дворца культуры жить заводчанам стало в два раза веселее.

– К нам такие приезжали артисты! И певец Богатиков, и краснознамённый ансамбль, и цирк! Мы с удовольствием с детьми ходили на все концерты. Все цеха и отделы отпускали на репетиции – готовились к Дню Победы, к 7 Ноября и к другим праздникам. Люди у нас были очень заняты. Мы выступали, и тут же наши дети бегали. И Новый год встречали, возле ёлки собирались все. В фойе по 700–800 человек гуляли! Сейчас такого, конечно, нет. Люди недружные стали, – говорит она.

Зарплату выдавали прицепами

Продукцию завода поставляли в 16 стран мира. В 80-е годы предприятие производило её на 40 миллионов рублей в год. В 1993 году Новобрянский головной завод стал акционерным обществом «Новая Бряньсельмаш». Предприятие освоило два новых вида продукции: кузова для автомобилей УАЗ-469 и прицепы для легковых машин. Помимо техники на заводе делали детские деревянные стульчики, игрушечные машинки-самосвалы «БелАЗ», горшочки для рассады, молотки, кувалды, двери и бампера для машин, круповушки для шелушения зёрен гречихи, отопительные конвекторы «Комфорт».

Однако невыполнение договоров по поставкам, недостаток комплектующих деталей, штампов и оборудования осложняли работу. Вскоре рабочим перестали давать планы, не поступали заявки на прицепы, машины и трактора. Работы попросту не стало, и, как следствие, начались сокращения сотрудников, постепенное закрытие цехов и отделов. Оставшиеся сотрудники столкнулись с проблемами по зарплате.

– Нам говорили, что нас будет что-то новое ожидать, что мы будем что-то делать. В этом нас убеждали. Ну и мы поверили. Но было только хуже, – с горечью вспоминает Людмила Шкурметова. – В 90-е годы жили очень трудно. Нам давали по булке хлеба в неделю, потом по две решили давать. Рис и муку мы получали по бартеру, когда цеха что-то продадут или где-то что-то сделают. Рис мы стаканчиками делили, сорожку и конфеты штучно делили. Потом стали выдавать зарплату прицепами. Говорили, мол, продавайте прицепчик, деньги себе возьмёте. Но куда его продашь? Ну, продавали, но совсем задарма.

«Сердце разрывалось»

К 2000 году работы практически не стало. Не видя перспектив, многие жители Новой Бряни навсегда уехали из родного села, другие устроились работать на вахту, многие мужчины от безысходности и безделья пристрастились к алкоголю. В 2003 году завод официально признан банкротом, но на его базе остались пять ОАО, однако и те постепенно к настоящему времени прекратили свою работу.

– При заводе посадили учредительного директора, он ничего не делал, мы его не видели ни разу. И со складов стали понемногу всё вывозить и продавать. Мы хоть и являлись акционерами, но куда всё ушло – не знаем, акции были только на бумажке, – вспоминает бывшая работница завода. – Очень тяжело мы пережили то, как завод закрылся. Слёзы были у всех на глазах, сердце прямо разрывалось. Мы же все выросли тут, на этом заводе, молодыми все сюда приехали. Очень трудно это перенести, обидно и досадно. В 90-е были желающие его купить – воинская часть, японцы даже приезжали. Но разрешения наша власть не дала им, наверное, надеясь на лучшее. Мы все надеялись, что он ещё как-то восстановится, вера у нас какая-то была, но…

Всё, что оставалось при заводе, растащили на металлолом и разобрали на кирпичи. Лишили село и железнодорожной ветки, ведущей через Челутай к Транссибирской железной дороге. У рельсов, по которым увозили продукцию с завода и принимали запчасти, вдруг нашлись «хозяева», которые их и разобрали.

В феврале 2001 года Новую Брянь настигла ещё одна большая катастрофа – в одной из котельных произошла авария, в результате которой 28 жилых многоэтажных домов, построенных в своё время силами завода, остались без тепла. Люди стали замерзать в квартирах и вынуждены были ставить печки-«буржуйки», выводя трубу в окно. Сегодня в этих домах уже никто не живёт – они пришли в негодность, все стоят без окон, словно дополняя ужасную картину огромной разваленной территории Новобрянского завода, находящегося поблизости.

Людям в те годы разрешили строить частные дома. Бывшие заводчане, оставшиеся в селе, спасли себя тем, что стали заниматься хозяйством и огородом. Однако былые мечты о строительстве при заводе посёлка на 18 тысяч человек и большого пруда для разведения рыбы так и остались мечтами.

Выражаем благодарность Новобрянской сельской библиотеке «Зенит» за представленные исторические сведения и архивные фотографии.

Автор: Антон Алексеев

Заводы Бурятии промышленность история ремонт автомобили Заиграевский район Бурятия Общество Комментарии

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях

Читать далее

Источник