Из-за популярности маршрута и майского ажиотажа в Поронайск запустили новый "Орлан"
Как стало известно ИА Sakh.com, правительство области и пассажирская компания "Сахалин" согласовали новые условия перевозки пассажиров в Поронайск. Вместо двухсекционного рельсобуса "Орлан" из Южно-Сахалинск туда будет ходить трехсекционный. Решение продиктовано ростом популярности маршрута и неприятным инцидентом, когда накануне праздников пригородный поезд оказался буквально переполнен. Маршрут в этот город из Южно-Сахалинска был запущен 1 февраля и до сих пор пользовался стабильным спросом, но не сверхпопулярностью. В среднем состав брал на борт 40‑50 пассажиров. Для пригородных направлений это достаточно неплохая заполняемость, но ажиотажа никогда не было.
Переломным днем стало 30 апреля — в этот предпраздничный день состав оказался заполнен пассажирами как какая-нибудь маршрутка. На рейс в Поронайск было продано около 140 билетов — в три раза больше, чем обычно, и примерно в два раза больше, чем сидячих мест в составе. Из-за этого части пассажиров пришлось коротать время в проходах и тамбурах или биться за право занять кресло: номеров посадочных мест, как обычно и бывает в пригородных составах, в проданных проездных документах не указывали.
— Мы с сестрой отправились в поездку на электричке (в смысле пригородном поезде, а не поезде, питающемся от контактной электросети — прим. автора) 6303 Южно-Сахалинск — Поронайск. Это пока малоизвестный маршрут, но решили попробовать поехать, так как разрекламировали, что там удобные кресла, что это новая электричка с Wi-Fi, к тому же поезд скоростной, потому что на обычном значительно дольше ехать, 9 часов по-моему. Да и билет не особо был дорогой по сравнению с обычным автобусом — 518 рублей всего, а в автобусе почти 1000. Купили заранее, а места там не указаны — странно, подумали. Спросили в кассе, как так? Ответили, что это обычная практика для пригорода, но количество проданных билетов соответствует количеству мест в электричке. Ну это в принципе логично. Все же путь составляет больше 5 часов, а не какие-то полчаса — не постоишь. Мы даже и не стали думать, что может быть как-то иначе. Но когда пришли, оказалось, что все не так просто — вагон был переполнен, люди сидели как и где придется. Почему так получилось? Как это допустили? Нам пытались объяснить, что это вроде как автобус считается и никто не контролирует, сколько людей село, что не положено останавливать продажу, что билеты должны быть без мест, ведь это живой процесс, кто-то заходит, кто-то сходит, всех обилечивают. Но как-то все это невнятно, непонятно, неубедительно. В конце концов, ехать долго, остановок мало, как можно сравнивать с городским автобусом? — негодует собеседница агентства.
Причиной эксцесса 30 апреля стали длинные внеплановые выходные — для некоторых отдых начался 1 мая и продлится до 12-го. Переполненным в этот день был не только "Орлан", но и обычные автобусы — для этого вида транспорта, впрочем, такая ситуация накануне выходных скорее типична, чем уникальна.
Что касается железной дороги. По имеющейся информации, проблему с ростом пассажиропотока и перспективой "переполнения" состава на направлении в Поронайск заметили еще в марте. Она не была критичной, но в руководстве пассажирской компании понимали, что любой форс-мажор — длинные выходные, погода, невыход на линию обычных автобусов — приведет к таким вот эксцессам. Но просто так заменить состав не могли — пригородные перевозки дотирует область, и изменение конфигурации поезда (а значит, и накладных расходов) возможно только с одобрения правительства. Два месяца ушло на согласование и подготовку документов для обоснования перемен — достоверно выяснить, насколько сильным было влияние случившегося 30 числа в ускорении этого процесса, не удалось. Но уже с 6 мая в Поронайск из Южно-Сахалинска отправился первый рельсобус в трехвагонном исполнении. В нем есть 134 сидячих места, а значит, подобных проблем — по крайней мере, в ближайшее время — повториться не должно.
Сегодня на Сахалине работают 6 рельсобусов Ра-3, получивших название "Орлан". Первая партия из трех машин в двухвагонном исполнении прибыла на остров в 2019 году, вторая, доработанная с учетом года эксплуатации и включающая составы повышенной вместимости, была доставлена в 2020-м. Сейчас Ра-3 работают на направлениях из Южно-Сахалинска в Дальнее, Корсаков, Поронайск и Томари, а также между Поронайском и Победино, на линии Холмск — Чехов — Томари вдоль западного побережья Сахалина и по "дачному" маршруту из Холмска в Николайчук.