«Исчез мир больших идей!»: режиссер Владимир Хотиненко о «Меридианах Тихого», воспитании зрителя и киностудии во Владивостоке
Кинорежиссер, народный артист России Владимир Хотиненко стал гостем и участником 17-го международного кинофестиваля стран АТР «Меридианы Тихого». Владимир Иванович поговорил с VL.ru об открытии киностудии во Владивостоке, воспитании зрителя и фильмах о подвигах.
Владимир Хотиненко известен российскому зрителю как актер, сценарист и кинорежиссер, который создал киноленты «Зеркало для героя», «72 метра», «1612», «Поп», а также несколько сериалов, наиболее яркими и запоминающимися из которых стали «Гибель империи», «Достоевский» и «Бесы». 67-летний кинодеятель – профессор, заведующий кафедрой режиссуры игрового фильма во ВГИК. Во Владивосток он прибыл на два дня, чтобы устроить мировую премьеру своей новой исторической драмы «Ленин. Неизбежность», а также встретиться со зрителями. В своем плотном графике он нашел время, чтобы побеседовать с журналистами о кино.
– Владимир Иванович, кинофестиваль «Меридианы Тихого» проходит 17-й раз. Традиционно зрителей познакомят с многими работами в том числе азиатских режиссеров. Лично у вас есть интерес к восточному кино?
– Не тотально, но интерес был еще до того, как пошла мода приглашать азиатских ребят на Каннский фестиваль. Вы знаете, модный, популярный, талантливый кинорежиссер Квентин Тарантино по сути вырос на азиатском кино: смотрел их боевики, пока работал в салоне видеокассет. Многое оттуда помогло ему в дальнейшем стать успешным. Квентин в американский кинематограф много привнес из азиатских картин, включая мизансцены и многое другое. Я, конечно, до такой степени, как он, не увлекался, но мне нравится, потому что в их кинематографе чувствуется необычное для нас мироощущение. Я, кстати, поэтому с удовольствием познакомился и пообщался с гонконгским режиссером Вонгом Карваем.
– Раз вам это по душе, не хотите ли снять фильм в Японии или Корее?
– Я вам скажу больше: когда я только заканчивал высшие курсы сценаристов и режиссеров, возникла необычная идея... Я тогда уже снял свой дипломный 30-минутный фильм. Он малоизвестен, называется «Голос дракона в бездонном море», но сюжет был не моей фантазией, а являлся историей про Ерофея Хабарова. Когда мне нужна была музыка для фильма, я нашел нужную мне азиатскую мелодию, которая так и называлась «Голос дракона в бездонном море». Замечательная музыка! Даже название к фильму придумывать после нее не пришлось. И вот эта короткометражка стала чем-то вроде эскиза для полноценного проекта, а я хотел сделать уникальный эксперимент: найти с китайцами компромисс, написать общий сценарий про Хабарова, снимать вместе в одно время, но смонтировать две версии – нашу и китайскую. Получилось бы два взгляда на одни и те же события покорения Хабаровым Дальнего Востока. События ведь невероятные, человек с 300 казачками громили маньчжуров, которых было значительно больше. Реализовать идею не удалось по разным тогда причинам...
– Давайте поговорим о развитии кино на Дальнем Востоке. На открытии кинофестиваля Ефим Звеняцкий попросил губернатора Приморья превратить Владивосток в киностолицу региона. Тема не новая, так как 10 лет назад Сергей Дарькин обещал городу киностудию, но до сих пор о ней ничего не слышно. Может это и вовсе бесперспективный проект?
– Перспективный и нужный! Понимаете, когда мы говорим об открытии киностудии на Дальнем Востоке России, в воздухе сразу висит: «Как далеко все-таки Владивосток от центра!» Надо понимать, что связи порой зыбкие, но ведь кино это и есть настоящая связь! Мне, кстати, вчера удалось с губернатором вашим поговорить по этому поводу.
– Как отреагировал Олег Кожемяко?
– Отнесся к этому разговору с большим интересом, как мне показалось. Он человек энергичный и твердый, поэтому, надеюсь, что вопрос наконец-то сдвинется с места.
– Если говорить о российском кинематографе, какие его достижения и провалы вам приходят в голову прежде всего?
– О наших провалах трудно говорить, так как они сейчас случаются не только у нас, но в общемировом кино. Если говорить о проблемах в целом, то раньше мы имели крупных личностей, титанов, таких как Андрей Тарковский, Алексей Герман, Микеланджело Антониони, а теперь исчез мир больших идей, с ним пропал и человек, происходит фигня полная... Скоро, я убежден, мир кино будет полностью компьютерным, режиссер будет выбирать любую цифровую модель, может быть даже ту же Мэрилин Монро, и она будет сама играть роль на экране. Иными словами, 3D-модель есть и делай с ней все, что захочешь!
– В России в последние годы научились снимать качественные фильмы, в их числе «Легенда № 17», «Время первых», «Движение вверх» и другие. Успешны по кассовым сборам, но голливудские ленты все равно предпочтительней для российского зрителя. На снятых по комиксам «Мстителей», где вымышленные Капитан Америка и Человек-паук побеждают плохих парней, у нас во Владивостоке покупали больше билетов, чем на отечественные картины. Как это преодолеть и сделать российское кино более популярным?
– На первом месте должно быть воспитание. Воспитывать надо правильно людей, начиная с детского сада! Сейчас и в школах ужас: ребята дико заняты, а выпускаются необразованными людьми. Я не понимаю этого, потому что у них рюкзаки – полные учебников, а они потом мало что знают. В советское время любой троечник был более образованным, чем многие нынешние отличники. Я говорю об этом со всей ответственностью: сейчас во ВГИК у меня был набор, общался с молодыми людьми и девушками, которые пришли к нам. Понял, что вижу одно – надо годик заниматься их образованием, а только потом уже профессией. Без дообразования не получится ничего у них...
– В чем проблемы? Не знают историю?
– Я не говорю об истории, а имею в виду знания о поэзии, живописи, литературе. Именно из этого всего формируется человек, который будет знать, как правильно относиться к Человеку-пауку и Капитану Америке на экранах. Это вовсе не значит, что зрителю не нужно смотреть фильмы про «Мстителей». Он будет их смотреть, но одновременно сможет осознавать, что все это макулатура.
– Как вы относитесь к идее режиссера Карена Шахназарова и министра культуры Владимира Мединского ограничивать прокат западных фильмов в России для защиты отечественного кино. Не чрезмерен ли такой протекционизм?
– Дело в том, что это не только наша идея. Такой протекционизм есть во многих странах, включая Китай и Францию, поэтому я считаю, что все равно он должен быть, не имея в виду какие-то «драконовские» меры. Важно создать условия, чтобы владельцам кинотеатров, а это бизнес, стало бы выгодно показывать наше кино. Но на деле оказывается, что это очень сложно. Знаю об этом, так как вхожу во многие комиссии.
– О современных героях. Министр обороны Сергей Шойгу в июне говорил, что с опозданием снимаются фильмы о современных героях, так как в эпоху интернета надо выпускать картины чуть ли не на следующий день, а не через месяц или год после совершенного подвига. Вы как эксперт по кино считаете это вызовом?
– Это практика реагирования на события в мире через кино всегда была в Голливуде, но и там фильмы выходят не мгновенно. Вот пример – аварийная посадка в 2009 году самолета Airbus A320-214 на Гудзон в Нью-Йорке. Об этом снял кино замечательный режиссер Клинт Иствуд («Чудо на Гудзоне» (2016). – Прим.VL.ru), но на это ушло время. В августе этого года у нас в Подмосковье произошел подобный случай, пассажирский самолет Airbus A321 аварийно сел на кукурузном поле. Меня спросили, возможно ли снять об этом фильм, я ответил: «Конечно! Не так и много таких событий». Правда, это очень специфический раздел кино, куда нужны специалисты для написания хорошего сценария, ведь тупо написанная история никому не нужна, так как это будет просто отклик на тему и хлам по существу. Необходимо время. К тому же у нас в стране не так много профессионалов в этом направлении, да и других более глобальных проблем хватает...
– Каких?
– Мы взяли на вооружение американскую форму сценариев, оставив нашу модель, которая традиционно была литературной. В итоге потеряли свое, не найдя чужого. И это ключевой вопрос в том, что касается живой реакции нашего кинематографа на события.
– А вы все же готовитесь снимать фильм про аварийную посадку на кукурузном поле?
– Нет. Меня просто спросили об этой теме, а я ответил, что это было бы замечательно. Для этого проекта нужны деньги, время на сценарий и съемки.
– Во Владивостоке немало талантливых режиссеров, которые хотят показать публике свои фильмы. Правда, не каждый попадает даже на «Меридианы Тихого», так как проходит жесткий отбор. Получается, что многих зарубежных гостей мы приглашаем, даем им шанс показать свое творчество, а своим талантам не даем такой возможности. Справедливо ли это?
– Это не мое дело. Я не буду вмешиваться в дела людей, которые занимается этим процессом серьезно, но считаю, что если такая проблема существует, было бы корректно в программу кинофестиваля включить специальный показ местных авторов, для которого есть название «Соотечественник» (смеется). Вот это было бы правильно.
– Что пожелаете приморским кинозрителям?
– Любите кино, ходите кино и читайте про кино!
Кинофестиваль «Меридианы Тихого» будет проходить во Владивостоке до 19 сентября. Посмотреть программу и купить билеты на все мероприятия можно онлайн на VL.ru.
Максим Тихонов (текст)