Гран-при первой биеннале в Коми взял художник из Санкт-Петербурга
В Сыктывкаре подвели итоги первой биеннале современного искусства «Арт-коллаборация. Синтез искусств». Гран-при взял художник из Санкт-Петербурга Игорь Тишин за работу «Лестница», созданную специально для Коми.
Биеннале открылась в Сыктывкаре в июле сразу на нескольких площадках: Национальная галерея Коми (организаторы проекта), Дом дружбы народов Коми, центр «Югор», Центр народного творчества и повышения квалификации, лофт в ТРЦ «Парма», зал «Пейзажи Севера» и художественная школа в Эжве.
Свои работы представили более 150 авторов из Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Кирова, Мурманска, Череповца, Ярославля, Карелии и Коми. Республику представляли признанные мастера Вячеслав Кислов, Анатолий Пунегов, Юрий Филипповский, Анатолий Копотин, Владимир Осипов, Анатолий Неверов, Анастасия Белолипецких.
Как отметил на церемонии закрытия биеннале министр культуры Коми Сергей Емельянов, для республики это мероприятие было необычным, но поговорку «Первый блин комом» к нему применить нельзя. Экспозиции «Арт-коллаборации» на самом деле пользовались успехом у сыктывкарцев.
Дело в том, что современное и зачастую экспериментальное искусство в столице Коми редкость, а на биеннале оно было представлено широко и богато. Это школы разных городов, живопись классического реализма против наивного или абстрактного искусства; пейзажи и натюрморты соседствовали с печатью на ткани, ксилографией, цветной линогравюрой, иллюстрациями для книг. Подробнее прочитать о наполнении выставки можно в репортаже БНК с открытия.
В столь большом разнообразии работ выбрать лучшую весьма сложно, но фаворит наметился сразу — гран-при отдали участнику Веницианской биеннале (2005 год), питерский художник Игорь Тишин. В лофте ТРЦ «Парма» был представлен его белый контурный рисунок на черном фоне под говорящим названием «Лестница» - она изломанная, нестабильная, с нее легко упасть, но по ней идут люди, взбираются волки. Работа выполнена во всю стену несколько метров высотой и создавалась буквально в режиме реального времени во время подготовки к открытию биеннале. Сам художник на закрытии выставки не присутствовал, но были его коллеги. Все они удостоились дипломов участников.
Неожиданным гостем биеннале стал актер Саид Багов, который прибыл в Коми по приглашению заместителя председателя Госсовета региона Валентины Жиделевой. После знакомства с экспозицией он даже нашел одного художника, с которым бы хотел начать сотрудничество в театре.
В рамках биеннале в Коми также проходил пленэр «Молодые художники Северо-Запада», который объединил начинающих мастеров из республики, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Мурманска, Кирова. В прошлые годы живописцы выезжали в село Ыб Сыктывдинского района, гостили в Сыктывкаре, а на этот раз отправились в Воркуту. Там они работали в течение двух недель. Как рассказал БНК куратор группы, заслуженный художник России Виктор Орлов (Москва), заполярный город принял их по-северному сурово: с дождем, черными тучами, сильным ветром.
- В таких условиях работать на пленэре, на натуре достаточно сложно, но ребята были очень активны, глаза горели. Нас возили по разным точкам Воркуты, в районе угольного бассейна, где стоят шахты. Это промышленный пейзаж, с ходу его сложно сделать. Но ребята молодцы, у них гибкое мышление, они с цепким взглядом, - отметил Виктор Орлов.
По словам куратора группы, несмотря на депрессивный пейзаж, в котором жилые дома соседствуют с полуразрушенными, молодым авторам удалось найти в этом философское начало: жизнь начинается, идет и заканчивается. Участники пленэра также были награждены дипломами.
Биеннале хоть и закончилась, но оставит ощутимый след в художественной жизни республики. Как рассказала БНК директор Нацгалереи Коми Ольга Талянина, авторы из Санкт-Петербурга, в том числе обладатель гран-при, хотят оставить передать в фонды учреждения более десятка своих работ. Второе биеннале хотят провести в 2021 году.
Пленэр также будет продолжен в следующем году. Организаторы надеется провести его в Ухте, высказалась Ольга Талянина.
- Мы хотим организовать выезд в Ухту, чтобы наши художники, побывав в городах республики, могли сделать большой выставочный проект к 100-летию Коми.