"Голем: Начало" — полноформатный короткий метр ужаса
Израильский кинематограф для массового зрителя — явление экзотичное, а жанр ужасов в нем — уж тем более. Хотя сам национальный колорит может служить отличным подспорьем (и служит, но больше для Голливуда и уже пройдя через фильтр готической литературы). Несмотря на это, израильский хоррор — явление крайне редкое. На ум из свежих примеров приходит вампирская сага "Иуда" (хотя там больше от трагикомедии, чем от ужасов).
Но братья-режиссёры Дорон Пас и Йоав Пас представляют нам крайне живописную средневековую историю о гонении на еврейский народ, успешно вписывая в нее сюжетную линию скорбящей матери, потерявшей своего ребёнка. Собственно, в этом весь фильм. Чума, море трупов, дикие селяне не нашли ничего лучше, чем обвинить в повальном море автономное поселение евреев, находящееся по несчастливой случайности рядом. Ханна, отважная и мудрая еврейская женщина, семь лет назад потерявшая своего сына и уже теряющая мужа (молодая весёлая соседка не дремлет), настаивает на том, что для обороны поселения нужен Голем — мистическое существо из непаханой глины, оживлённое при помощи каббалы и наделенное нечеловеческой силой. Женщину, конечно же, ученые мужи не слушают и отправляют обратно на кухню варить кошерные борщи. Вместо этого Ханна ночью отправляется в лес и "варит" мистическое существо, которое является ей в виде погибшего сына.
Здесь, наверное, вы ждёте вставку про оголтелый феминизм, который уже добрался до "незападного" кино — но нет. Мы верим в адекватность наших читателей, тем более что в данном конкретном случае здесь идет акцент не на него, а на образ матери, которая пытается бороться с судьбой и даже со смертью. Этот образ здесь раскрыт полностью, за что режиссёрскому составу спасибо.
Но, к сожалению, больше никаких сильных сторон в этом фильме нет. Не спасают его ни живописные меланхолические локации, ни страдающее и болеющее средневековье с масками чумных докторов, ни фарш и месиво в лучших традициях слэшеров. Фильм, к сожалению, скучен даже для своих 95 минут хронометража. И такая же ситуация, как с фильмом "Дитя робота", который мы обозревали пару недель назад, — "Голем: Начало" отлично бы смотрелся частью или серией кинематографического альманаха в "ужасном" жанре, которых сейчас пруд пруди, или еще лучше — в сборнике фольклорных преданий и "страшных сказок" (каким был, например, "Букет" Брабеца), но как самостоятельное произведение оно проигрывает по всем фронтам. 6/10