Главный госавтоинспектор Коми: «Нарушители, которых мы поймали, это не сколько было, а сколько попалось»
Руководитель управления ГИБДД МВД по Коми Андрей Перловас в интервью БНК рассказал, как усилят систему автоматической фиксации нарушений, что нового и нестандартного готовят для любителей скорости, где самые непуганые водители в республике, и кто будет отвечать за разбитую в гонке за преступником служебную машину.
- Где до конца года установят новые рубежи контроля по программе «Безопасный город»? Какие нарушения различает система и планируется ли расширение функционала? Каких результатов ждете от реализации программы в целом?
- Мы очень рассчитываем на установку 72 рубежей. Если вы помните, когда в Сыктывкаре ввели систему фотовидеофиксации и стационарных рубежей – их всего было 17. Причем с того момента, как их ввели, они исправно работали и продолжают работать до сегодняшнего дня. Эффект от их установки мы почувствовали буквально на следующий год. Если выстроить графики, то аварийность начала падать поразительными темпами. Мы постарались распределить 72 рубежа таким образом, чтобы они были в крупных населенных пунктах – там установлена большая часть из них. По Сыктывкару предполагается строительство 30 рубежей, в Ухте – 11, в Воркуте, Печоре и Усинске – по 5. Дальше количество уменьшается вплоть до одного рубежа для района.
Что касается функционала рубежей, то традиционно – это контроль скоростного режима, выезда на полосу встречного движения, проезда на запрещающий сигнал светофора и соблюдения стоп-линии. По такому принципу работают 17 установок в Сыктывкаре. У «Безопасного города» есть в планах приобретение двух рубежей для контроля предоставления преимущества пешеходам. Сегодня два таких рубежа уже приобретено, мы прорабатываем вопрос места их установки. Это должен быть нерегулируемый переход с интенсивным движением пешеходов и транспорта. То есть, когда пешеход ступил на переход, у водителя возникает обязанность его пропустить. Если этого не произошло - образуется состав административного правонарушения. Мы обсуждаем сейчас шесть мест в Сыктывкаре с учетом аварийности. Проработаем этот вопрос и сообщим автомобилистам об их местонахождении. У нас нет цели привлечь максимальное количество людей к ответственности, мы хотим упорядочить движение автомобилей и пешеходов.
- Когда система должна быть полностью готова и запущена?
- По планам, строительство должно быть закончено в этом году, вся система должна быть введена в эксплуатацию в начале 2021 года. Строительство такого объекта возможно только в летний период, сейчас выполняется комплекс работ по обследованию участков. Вопросов масса – есть определенные требования к дороге – к уклонам, поворотам, электропитанию. Современные рубежи позволяют производить установку на любые опоры – уличного освещения, линии электропередачи без ущерба для качества приема сигнала.
Сейчас в системе 17 стационарных рубежей в Сыктывкаре, 4 стационарных рубежа в Ухте, 30 передвижных рубежей и шесть пунктов весогабаритного контроля. Все в итоге будет обрабатываться на едином сервере. С учетом значительного роста объемов поступающей информации, мы планируем, что количество инспекторов центра фиксации административных правонарушений – сейчас там 13 человек - будет увеличено.
- Что еще планируется устанавливать на трассах для борьбы с нарушениями?
- В планах есть приобретение приборов имитации сигналов рубежей контроля. Сейчас у многих машины оборудованы антирадарами, и это, наверное, менталитет русского человека - соблюдать правила, для того чтобы тебя не привлекли к ответственности сотрудники ГИБДД, а не для безопасности движения. Предполагается, что устанавливаться приборы будут на участках трассы, где нарушается скоростной режим. Стоимость их относительно невысока в сравнении с настоящими приборами автоматической фотовидеофиксации. Там питание минимальное, можно использовать аккумуляторные батареи и прятать прибор в любой металлический ящик. Его функционал – только в том, чтобы издавать сигнал, который фиксируется обычным антирадаром.
- Когда-нибудь камеры смогут заменить инспекторов?
- В теории, когда-нибудь да. Когда появятся рубежи, позволяющие определять еще и вождение в нетрезвом состоянии. Единственный, кто может бороться с пьянством за рулем сейчас – инспектор на дороге.
К сожалению, количество сотрудников идет в сторону уменьшения и это сказалось на результатах работы. По всей республике работает около 700 сотрудников госавтоинспекции, 360 из них – это инспекторы ДПС, работающие на дороге. В больших городах, где система фотовидеофиксации развита, попроще, в сельских районах сложнее. Например, Корткеросский район примерно равноудален во все стороны. Если там будет два экипажа с разбросом в 150 километров – это очень мало. Некомплект в республике – 18 человек.Рабочая ситуация, тревоги не вызывает. Желание работать в органах у ГИБДД не отпало, молодежь приходит, спрашивает. В Коми зарплата сотрудника несколько выше средней по стране, профессия востребована.
- Сколько ваших сотрудников ежедневно выходит на дороги в Коми?
- Вообще в сутки в Коми на смене должны быть 94 инспектора. Одновременно 47 человек на 12-часовой рабочий день, получаем 23 экипажа. В Сыктывкаре, например, 6 экипажей одновременно на смене – это объективно то количество, которое мы имеем. В Вуктыле 1 человек в сутки – небольшой же городок, компактный. Там практически машины не используются, только если съездить в сторону Сосногорска, Ухты. Для Сыктывкара 6 экипажей с учетом Эжвы, Краснозатонского и Верхней Максаковки – мало. Хотелось бы больше. Считаю, что этого недостаточно. Математика такая: те нарушители, которых мы поймали, это не сколько было, а просто сколько попалось.
- С 1 января 2020 года вступили в силу поправки в законодательстве, которые изменили в определенной мере жизнь водителей. С середины этого года, возможно, вступят в силу обновления в Кодексе об административных правонарушениях. Какие из них вы бы назвали принципиальными?
- Например, с начала года предусмотрена как фактическая выдача государственных регистрационных знаков в виде металлических пластин, так и виртуальная. В последнем случае человек не получает на руки пластину, а только регистрационный документ с госномером, который он должен изготовить за свои деньги в специальной организации. Таких организаций в Сыктывкаре несколько, они включены в реестр и изготавливают знаки на законных основаниях. Автовладелец при получении виртуального госномера экономит на госпошлине. То есть он не платит госпошлину за изготовление номера, а только примерно 900-1000 рублей за каждую пластину.
- В Коми, кстати, хватает ресурса госзнаков? Не планируется вводить третий символ в цифровом коде региона?
- Нам до этого еще далеко. В государственных регистрационных знаках используются только те буквы, которые есть одновременно и в латинском, и в русском алфавите. С начала 90-х, когда ввели ГОСТ, мы уже дошли до буквы «Р», дальше еще есть куда идти. Думаю, что комбинаций цифр и букв для Коми еще более чем достаточно.
- Что еще нового появилось для водителей, кроме виртуальных госномеров?
- Гражданин может обратиться в любое подразделение ГИБДД в России для постановки на учет своего транспортного средства. Допустим, я прописан в Сыктывкаре, а в Кирове мне понадобилось поставить машину на учет, чтобы доехать на ней домой со страховкой и номерами. Я обращаюсь в подразделение ГИБДД в Кирове. Мне выдают виртуальный регистрационный знак с кодом региона, в котором я прописан. То есть номер с кодом «11» мне выдадут в любом регионе России. Удобно всем сторонам. Один момент: госзнак, чтобы доехать до Сыктывкара, я должен буду изготовить тут же, в Кирове.
Другой пример. Я желаю оставить за собой свой госномер. Раньше он считался моим в течение месяца, потом срок продлили до 360 дней. Сейчас я могу «держать» номер в течение календарного года. Ровно год номер будет числиться за мной без привязки к конкретному автомобилю. Физически госзнак остается на руках. Нам тоже удобно – не надо вести каталог, хранить чужие номера у себя.
- Как облегчили автовладельцам регистрацию новых автомобилей?
- Сейчас к участию в регистрации будут привлечены дилеры завода-изготовителя. Пришел человек покупать авто, выбрал, заказал установку дополнительного оборудования и может попросить дилера поставить ее на учет в ГИБДД. Дилер должен об этом сообщить нам, мы передаем информацию в главное управление МВД России. Оно принимает решение о допуске организации к регистрации. Дилер собирает все документы, отправляет в подразделение ГИБДД, где идет регистрация, после этого курьер забирает документы и номера, они все устанавливают. Человек приходит в салон – машина уже зарегистрирована, все установлено. Для клиентов и нас удобно, для дилеров, правда, больше беготни.
- Раньше допускалась регистрация автомобиля на несовершеннолетнего. Когда системы автоматической фиксации «ловили» такую машину на нарушении, оказывалось, что владельца нельзя привлечь к административной ответственности в силу возраста. Что здесь изменилось?
- Допускалось, что несовершеннолетние могут стать собственниками, например, при получении наследства. Мы были обязаны зарегистрировать такой транспорт. Но если он не достиг 16-летнего возраста, он не является субъектом административной ответственности, мы не могли выносить постановление, пусть и понимали, что ездили на авто родственники. То же самое и с транспортным налогом – на подростка нельзя возложить обязанность по его уплате. Раньше некоторые недобросовестные автовладельцы пользовались этим. С 1 января транспортные средства в таких случаях будут регистрироваться на законного представителя, опекуна или попечителя. Вопрос автоматически снимается. При этом не лишаем ребенка права собственности – в документах он будет фигурировать как собственник.
Еще один важный момент в представлении интересов. Раньше зарегистрировать транспорт мог любой представитель собственника, имея простую письменную доверенность. При этом были случаи, когда, например, муж с женой делят имущество. Муж пишет простую доверенность, подписывает за жену, снимает с учета и продает машину на сторону, деньги кладет на свои счета. Теперь доверенное лицо должно в обязательном порядке предоставить нотариально заверенную доверенность, либо оригинал паспорта собственника. Вероятность мошеннических действий становится меньше.
- На сайте БНК мы публикуем по информации ГИБДД предупреждения о массовых проверках водителей. В комментариях к публикациям читатели нам обычно пишут, что так мы снижаем эффективность рейдов.
- Мы объявляем о массовых проверках и проводим их как раз для того, чтобы гражданин не сел пьяным за руль. Но, как показывает практика, количество пьяных водителей не уменьшается. Несмотря на уголовную ответственность за повторное управление в состоянии опьянения, этих составов меньше не становится. Таких людей только больше, значит, уголовная ответственность не сильно пугает. Хотя для нормального человека выпасть из жизни на три-четыре месяца – катастрофа.
- В последнее время участились проверки такси. Для чего это делается и с чем связано усиление в этой сфере?
- Пассажирские перевозки - регулярные и разовые - всегда находились в зоне внимания ГИБДД. Есть проблема легальных и нелегальных таксистов. Благодаря агрегаторам, любой желающий заработать может выйти на сломанной машине или в нездоровом состоянии и будет перевозить людей. При этом требований к легальному таксисту очень много, предусмотрена ответственность за их неисполнение. У нелегала лишь одна проблема – санкция статьи за незаконное осуществление предпринимательской деятельности – 2500 тысячи рублей. Заплатил – едешь дальше. Легального же таксиста обязывают иметь определенную информации в салоне, шашечки, путевку, медика, механика – это не бесплатно. Поэтому в рейдах мы видим определенный негатив с их стороны. Хотя мы не сортируем такси по внешнему виду, остановили – проверили, есть нарушения – должна быть ответственность.
- Когда обсуждались планы по распределению денег, которые поступают от нарушителей ПДД, шла речь о приобретении для сотрудников управления ГИБДД по Коми индивидуальных приборов видеофиксации. Удалось ли обеспечить всех и что это дает?
- Суды и другие органы в обязательном порядке требуют наличие видеозаписи, например, для подтверждения управления в состоянии алкогольного опьянения. Поэтому видеозапись – это неотъемлемая часть нашей работы. Приборы стоят абсолютно в каждой машине ГИБДД. Еще есть индивидуальные приборы, которые носятся на груди. Республика сегодня помогла в приобретении порядка 80 приборов. У нас на дорогах одновременно как раз где-то 47 инспекторов есть, но есть проблема – прибор надо заряжать. Не получается снять и сразу передать другому. Предполагается, что у экипажа должно быть два прибора: один на груди инспектора, другой на зарядке. Вообще, видеорегистраторы такие очень нужны, потому что любой контакт с инспектором люди принимают как конфликт, инспекторы же не цветы дарят.
- В борьбе с нарушениями ПДД - любителями скорости на дороге – изучали нестандартные способы или опыт других регионов? Насколько известно, например, от муляжей полицейских в свое время вынудили отказаться бомжи - они забирали их и сдавали на цветмет.
- В прошлом году на форуме «Дорога-2019» обсуждался проект по установке проблесковых маячков на участках дороги. То есть самой патрульной машины нет, а маячки есть. Идея мне понравилась, установка этих маячков дала бы эффект. Помните, устанавливали макеты треног? Люди подъезжали, видели макет, притормаживали, смотрели, ехали дальше. Другой вопрос – с вандализмом у нас не все хорошо.
- В каких городах и районах Коми самые непуганые водители?
- Тяжело сравнивать в части административных правонарушений. Понятно, что в Сыктывкаре в абсолютных цифрах будет больше нарушений. На количество населения тоже смотреть сложно – и взрослые, и дети – их не выделить. Но в силу количества транспорта в городах аварийность выше. В районах некоторых может стремиться к нулю. Например, есть районы, в которых за прошлый год никто не погиб – Вуктыльский, Удорский и Усть-Цилемский районы, Воркута и Инта. При этом в Воркуте нулевой показатель смертности – серьезный (может лучше «очень хороший») показатель.
Лидер – традиционно Сыктывкар. В прошлом году погибли 11 человек, а всего 66 по республике. На втором месте - Ухта, Усинск и Княжпогостский район – по 7 человек. Дальше Корткеросский и Усть-Вымский – по 5 человек. Оба трассовых района, проходимость транспорта высокая, в Усть-Вымском много людей ездит еще и на вокзал в Микуне.
- Для инспекторов есть условный список номеров, которые нельзя останавливать?
- Хотя отменили привязку номеров к ведомствам, но по наитию осталось, что есть какие-то «блатные» серии для всех регионов – к ним трепетное отношение у граждан. Но инспектору по большому счету все равно, с каким номером или серией едет машина. Сейчас эта грань стерта. Те номера, что раньше выдавались, в силу перепродажи распространились по всей стране – никакой привязки нет. Нет «блатных» номеров.
С 2017-го мы ведь отошли от влияния на выдачу того, или иного номера. Работает электронная рулетка – программа по случайному номеру для регистрации. Инспектор на это повлиять не может. Даже я не могу повлиять – система отключения замыкается на главном управлении ГИБДД в Москве. Мы не подтвердили ни одного факта о том, чтобы кто-то лично влиял на выдачу определенного номера. Вдобавок, когда в «барабане» остается менее 10 комплектов, программа требует дополнительные. То есть 10 – минимальное количество номеров, с которыми система будет работать.
Тем более уже есть госпошлина за выдачу номеров с повторяющимися символами и буквами. Предполагается, что у каждой комбинации будет своя цена минимальная. Вопросов нет – наверное, это дополнительный доход государству. Не вижу ничего ужасного. Если человек готов заплатить, чтобы на машине были номера, которые ему нравятся, то пожалуйста. За рубежом такое практикуется. Если они будут продаваться с электронных аукционов, то вообще избавит нас от подозрений.
- Часто ли попадаются на нарушении ПДД сотрудники?
- Конечно, и наши сотрудники попадаются на нарушении ПДД. Система фотовидеофиксации признак субъективизма исключила. Едет человек в другой город – никто не будет разбираться кто ты, чем на жизнь зарабатываешь. Вынесли постановление, отправили по почте. Естественно, он заплатит – мы проверяем этот момент. Не допускаем, чтобы долги сотрудников по штрафам копились. Что касается дополнительной ответственности для полицейского, то мы следуем принципу, что человек не должен быть наказан за одно и то же нарушение дважды.
- Можете прокомментировать резонансное ДТП на кольце в центре Сыктывкара с патрульной машиной?
- Ну вот вроде бы руководствовался благими намерениями, спешил помочь, но тем самым причинил вред другому гражданину – материальный и физический. Конечно, это неправильно. Событие не требовало радикальных мер. Но оценить действия, сидя в теплом кабинете, сложновато. Человек получает по рации информацию, едет, отступает от ПДД, на что имеет право. С точки зрения закона, он прав, и с человеческой прав. А по итогу причинил вред, может, даже больший, чем планировал предотвратить.
- Когда в сети появляется видео очередного преследования инспекторами нарушителя, всегда есть как минимум два лагеря читателей. Одни считают, что сотрудники не предпринимают решительных действий, чтобы остановить гонщика, когда это реально возможно, рискованно «ведут» его, когда уже нужно стрелять по колесам. Другие говорят о том, что инспектор не может подставлять патрульную машину, потому что он лично будет возмещать ущерб, а открывать огонь в населенном пункте вообще нельзя. Кто здесь прав?
- Подставив патрульную машину под удар, инспектор обрекает себя на возмещение ущерба служебному транспорту, и тому человеку, которого преследовал. Понятно, что все наши машины застрахованы и возмещение ущерба преследуемому будет за счет страховой компании, но свою-то машину он будет ремонтировать сам, а ремонт недешевый. Случаи такие бывают, инспекторы восстанавливают в том числе и патрульные машины.
Что касается огнестрельного оружия, то эта тема обсуждалась на всех уровнях. Инспектор полиции имеет право применить огнестрельное оружие и обязан предотвратить правонарушение. А как он это сделает – его выбор. Если он не выбрал предотвращение с использованием табельного оружия, то он лишь не реализовал свое право. Прецеденты были, конечно. В Ухте в далекие годы применили оружие и погиб молодой человек. Выстрел был в заднюю часть автомобиля, пуля пролетела сквозь салон и попала в человека. Инспектора привлекли к уголовной ответственности. Все наши сотрудники это понимают, и всегда думают о последствиях.
- Может ли опытный сотрудник на глаз определить пьяного за рулем?
- Да, и у нас есть такие инспекторы. Вот он стоит, смотрит на поток, выбирает одну машину из сотен, останавливает и раз - попадает. Сами не могут объяснить, почему именно эта. Патруль иногда едет, примечает машину – поймали нарушителя. Может быть, это какие-то минимальные колебания в пределах полосы движения, использование внешних световых приборов… Целый ряд факторов. Поэтому я считаю, что есть какая-то чуйка. Специальной методики нет, это только с годами и опытом приходит.
- Вас останавливали хоть раз?
- Я стараюсь не нарушать правила. Но когда останавливают, меня узнают. Но и машину мою в общем-то знают. Как-то проблем нет – я корректно вожу, неспешно, аккуратно, не привлекаю внимания.
- Есть статистика по провалам при сдаче экзаменов на водительские права? По каким критериям лучше выбирать автошколу?
- На сайте ГИБДД есть условный рейтинг автошкол. Там мы постарались максимально объективно их оценивать на основании показателей, которые они достигают: процент сдачи экзамена с первого раза, теоретического экзамена, практического. Если человека достаточно хорошо научили, то у него и процент сдачи с первого раза теоретически выше. Это мое мнение. Рейтинг можно посмотреть уже на сайте. Школ у нас достаточно много в республике – такое направление востребовано в образовании. Только в Сыктывкаре их 19. У нас есть статистика и по аварийности с участием выпускников тех, или иных автошкол. Мы ведем эту статистику для молодых водителей со стажем до двух лет. Но процент сдачи показывает более ясную картину качества обучения.
Нужно ориентироваться и на материально-техническую базу. Если хорошая самостоятельная школа со своей базой, автодромом, учебными классами, тренажерами, то это только положительно может повлиять на результат обучения. А если обучают на спичечных коробках, мол, так ехать нужно, а так нет - то это неправильно.