Это фиаско, ПСО: мусор остается главной нерешенной проблемой островной экологии
Комитет по экологии и природопользованию сахалинской думы согласовал основные параметры профильных госпрограмм на 2020 год и двухлетний плановый период. В целом вопросов к "Обеспечению населения Сахалинской области качественными услугами ЖКХ" (11,6 миллиардов), "Развитию лесного комплекса, охотничьего хозяйства и особо охраняемых природных территорий" (1,3 миллиарда) и "Охране окружающей среды, воспроизводству и использованию природных ресурсов" (150,6 миллионов) не возникло. Не было их и к итогам реализации этих мероприятий в 2017-2019 годах, отчет о которой рассмотрели на совместном с бюджетным комитетом заседании накануне.
Народных избранников интересовали точечные вопросы вроде того, почему в Макарове так и не достроили дамбу на реке Худозаве. Ее начали делать, заметил мэр Андрей Красковский, и даже почти наполовину закончили, но потом пришел тайфун Джеби, разрушил все и вынудил город восстанавливать объект за счет средств ГО и ЧС. Сейчас местные власти готовят новый пакет документов — на этот раз не на капремонт, а на полноценную реконструкцию и селезащиту. Удивительно, но даже информация о том, что состояние воздуха теперь будут контролировать на территории всей области (для этого финансирование программы даже увеличили в 5 раз), не вызвала огонька в глазах и речах.
Единственное исключение из благодушного настроения обоих комитетов — вопросы функционирования мусорной отрасли и профильная подпрограмма "Обращение с твердыми коммунальными отходами". Вопросы здесь вызвал чуть ли не каждый аспект программы — от сортировки мусора в Южно-Сахалинске до его сжигания в Южно-Курильске.
Более того, по итогам обсуждения обычно достаточно сдержанный Игорь Осипенко охарактеризовал все, что было сделано в этой сфере за год, громким словом "фиаско". Система, которая должна была стать выходом из мусорного кризиса, за прошедшее время так и не нащупала никакого маршрута для разрешения проблем. А действия профильных властей, поддержали коллегу другие депутаты, больше напоминали скорее тушение вспыхивающих тут и там пожаров и разбирательства, как платить, чем движения к цивилизованной мусорной политике.
Добавляют скепсиса депутатам проблемы с возведением цеха по мусоросортировке в Южно-Сахалинске — без него невозможен запуск полигона в Известковом, а значит, и отказ от использования свалки на западной окраине областного центра. Риски неввода объекта в эксплуатацию видят как в контрольно-счетной палате, так и экспертной среде. Или вольное обращение с приобретенной за бюджетный счет техникой, которая должна была работать в одном месте, а неожиданно обнаруживалась в совершенно иных.
Переубедить народных избранников попытался и. о. министра ЖКХ Александр Король. На будущий год, рассказал он, здесь запланировано 885 миллионов рублей. 334 пойдут на компенсации юридическим лицам, участвующим в процессе и терпящим плановые убытки из-за госрегулирования тарифов, еще 19 инвестируют в переоборудование техники. Остальные деньги будут потрачены непосредственно на инфраструктуру — 362 на субсидии муниципалам на контейнерные площадки и сами контейнеры (предполагается, говорится в пояснительных документах, что средств хватит на 1000 площадок и 2,7 тысячи контейнеров различной конфигурации), 160 вложат в уставной капитал "Управления по обращению с отходами", единого мусорного оператора региона. Планируется, что за эти деньги он спроектирует новые полигоны в Смирных, Ногликах и Охе, шесть станций для мусоросоперегрузки (Александровск-Сахалинский, Поронайск, Долинск, Анива, Холмск и Невельск), а также предприятия по сортировке отходов и их "термической обработке" (то есть сжиганию) в Тымовском, Томари и на Курилах.
Перспективы, впрочем, тоже вызвали вопросы — Артем Круглик просил предусмотреть закупку контейнеров, пригодных для сброса золы (не везде в области есть централизованное отопление), а Виталий Гомилевский попросил не отказываться от контейнеров-бункеров в частном секторе. Еще одним дискуссионным пунктом оказались пресловутые мусоросжигательные заводы — Сергея Бондарева интересовало, куда будут девать образующиеся тепло и не думают ли в минЖКХ отапливать с его помощью дома. Евгения Лотина интересовала схема строительства и управления предприятиями — изначально там предполагалось партнерство с частным бизнесом, но на сегодняшнем этапе ничего подобного не заработало. Не сложилось и с японцами — пока заводы даже на Курилах остаются исключительно проблемой минЖКХ, "Управления по обращению с отходами" и сахалинского правительства.
— Другие регионы отказались от этой системы, чтобы подготовиться. А мы год в пожарном режиме что-то исполняем. Меняем систему оплаты, какие-то комплексы сортировки внедряем, а в конце все равно свалка остается свалка, где все это просто разными кучками будет лежать. Можно констатировать, что в этом вопросе власть потерпела фиаско, — подвел итоги обсуждения болезненного вопроса Осипенко.
Новая система по обращению с коммунальными отходами внедряется на Сахалине и Курилах с 1 января 2019 года. Ее ключевое отличие от действовавшей до сих пор — сведение финансовых ресурсов, задач по обеспечению функционирования и развития отрасли в руки единого оператора, которого выбирают в каждом регионе. Предполагалось, что это позволит перевести отрасль на новые современные рельсы и создаст базу для строительства современных предприятий по сортировке, переработке и складированию отходов.