Эксперимент в Южно-Сахалинске показал, что грязь можно не декорировать

Два дерева, обреченные расти не в лесу, на свободе, а вдоль тротуара на улице Ленина в Южно-Сахалинске — чем они различаются? Растут рядом, оба так себе на вид, хотя могли быть и крепче, и пышнее, учитывая, что высажены десятки лет назад. Это не детская картинка в стиле "найди 10 отличий". Как бы долго вы ни смотрели на оба дерева, вы ничего не увидите. А вот если приглядеться к выложенным плиткой земляным квадратам, из которых растут стволы, можно кое-что заметить.

Одному дереву последние полгода дышится намного легче, чем его соседу. В качестве эксперимента для прикорневого пространства использовали технологию биодренажного покрытия. Она не только позволяет дереву напиться, а не мучиться в постоянной жажде (почему городские деревья недополучают влагу, сейчас расскажем), но и помочь в решении вопроса грязи и пыли на городских улицах.

Для начала — сравнительный полив. Посмотрите это короткое видео.

В утрамбованную, практически цементом сковавшую ствол и корни землю в одном квадрате вода не впитывается. Она так и стоит лужицей. Было бы ее больше, стекла бы на дорогу, на тротуар, вынесла бы с собой грязь. В масштабах одного дерева это, может, и ерунда, но сколько в городе деревьев? Как оформлены их прикорневые пространства? Сколько земли и пыли выносится из этих квадратов на асфальт и плитку? Задумывался ли кто-то об этом?

Тут же — полив через биодренажную систему. Скрепленные специальным клеем мелкие камешки быстро и легко пропускают воду, доставляя ее корням, поверхность остается сухой, дерево напитано влагой, а вокруг — никакой грязи. Поверхность с камешками подвижная и гибкая, она не сковывает дерево, ствол может свободно увеличиваться в объеме.

В школе на уроках труда девочек учат, что нужно взрыхлять почву в горшочках с домашними растениями, чтобы они дышали. Смешно думать, что бригада муниципальных взрыхлителей выйдет на улицы Южно-Сахалинска для того, чтобы позаботиться о деревьях. То есть городские деревья не только недополучают воду, но и не дышат. Биодренаж убивает, что называется, двух зайцев: делает деревья здоровее, а городские улицы и тротуары — чище. Хотя нет, даже трех, поскольку такие локальные, но повсеместные дренажные системы могли бы помогать ливневкам, впитывая часть дождевой воды. Сейчас же вода протекает по прикорневому пространству и, грязная, течет в ливневки, которые и без того не справляются.

Это — так называемые зеленые технологии, рассказывает автор эксперимента. Во многих странах их давно и успешно противопоставили серым. Зеленые — биодренажные клумбы и системы, дождевые сады, зеленые кровли и прочее; серые, в цвет асфальта, — ливневки, канализация и т. п. С помощью зеленых технологий можно управлять дождевыми потоками в городах. К примеру, они позволяют всю воду из двора направлять на экологические цели (полив деревьев, газонов, клумб), снижая нагрузку на дороги, на ливневки. Результат — зеленые дворы и сухие улицы. Все это пока ново для нас, но в мире давно практикуется.

На улице Ленина в районе городской думы можно найти не только результаты эксперимента с прикорневыми пространствами, но и свидетельства того, что на каком-то этапе администрация города подумала — а ведь с этими земляными квадратами и вправду надо что-то делать. Они неприглядны, от них много грязи. Состоялась попытка придать пространствам вокруг деревьев более презентабельный вид. Для этого использовали приствольные решетки. Если загуглить это словосочетание, можно увидеть много красивого и аккуратного, но в Южно-Сахалинске так почему-то не получилось.

А получился эффект, который можно назвать "декорация грязи". Все то же самое: сцементировавшаяся земля не транспортирует к корням ни воду, ни воздух в нужных объемах, зато высыхает и дает пыль на улице, а во время дождя — грязь. Зато теперь основание несчастного дерева декорировано решеткой. Которая, кстати, несмотря на свой монументальный вид, довольно хрупка. Вокруг некоторых деревьев от нее остались одни обломки.

Такая решетка, в зависимости от материала и дизайна, стоит от 15 до 100 тысяч рублей. Она не решает проблему недополучения воды городскими деревьями и выноса грязи и пыли из квадрата (может, какая-то и решает, но та, что на улице Ленина — нет). Дешевле, практичнее и результативнее было бы использовать биодренажную систему. Ее можно делать вровень с плиткой или с понижением. С целью отточить технологическое решение на разных сторонах Ленина попробовали и так, и так. У понижения есть минус — грязь может наслаиваться сверху камушков, так что их можно сыпать больше. Можно использовать их разной фракции, более крупные, разного цвета.

Эксперимент можно было бы расширить от нескольких деревьев до целой улицы, к примеру. И посмотреть, как будет работать эта технология, насколько чище и суше станет пространство, насколько оживятся деревья. Но нужно, чтобы руководство города заинтересовалось, захотело это попробовать. Пока же это только эксперимент ради эксперимента. На него, кстати, не ушло ни копейки бюджетных средств. Даст ли кто-то деньги на воплощение этой идеи? Речь идет не о том, чтобы закладывать зеленые технологии в проект строительства новой улицы, ведь тогда придется ждать лет пять, пока все спроектируют и построят, а о том, чтобы применять экологические инструменты локально, на уже существующих улицах. Это можно делать. И это была бы помощь в борьбе с пылью, от которой город не задыхается разве что зимой.

Биодренажное покрытие прикорневого пространства на Ленина было сделано осенью. Оно успешно пережило морозы и доказало, что в нашем климате такую технологию использовать можно. Но готов ли город ее внедрять? Здесь просто нужна воля. Нужно, чтобы губернатор или мэр отвлеклись от каких-то грандиозных проектов, осознали, что у нас есть локальные проблемы, и выделили средства на их решение. Это был бы отличный вклад в экологию и городской уют, который немыслим без чистоты.

В рамках этого же эксперимента сделали две дорожки: на бульваре Анкудинова и на Сахалинской. Раньше люди сокращали путь по протоптанным тропинкам, повреждая зеленую зону и вынося землю на подошвах на тротуар, только потому, что проектировщики не подумали, как пешеходам будет удобнее и быстрее передвигаться. Теперь тропинки накрыли решетками, а сверху насыпали уже знакомые нам камешки, скрепленные специальным клеем. Уже понятно, что клея нужно больше, чтобы дорожка после зимы не расползалась, но в целом автор эксперимента им доволен.

Источник