Доступными дорогами
Я отношусь к тем жителям юга Сахалина, которые практикуют постоянные походы и поездки круглый год. Когда бывают рассуждения о якобы имеющих место у нас каких-то морозах, мне как прожившему 7 лет в Новосибирске и 9 лет в Хабаровске, становится смешно. Вот в тех городах большую часть зимы как раз приходится проводить в помещениях, иногда вылавливая редкие оттепели. Конечно, морозы до -20 и ниже у нас бывают по ночам и утрам, часов до 11, но это некритично. Что у нас действительно имеет место — это ветер, направление и скорость которого приходится учитывать при определении маршрутов.
Первая половина текущей календарной зимы у нас выдалась малоснежной, так что немало просёлочных дорог, которые даже не прочищает техника, стихийно укатывались высоко проходимым автотранспортом, чем можно было и воспользоваться.
Нынешние новогодние каникулы мой знакомый турист Михаил проводил дома. У него стаж путешествий по Сахалину меньше, чем у меня, и он прекрасно знает, что если ему захочется побывать в каких-нибудь новых для него местах на юге Сахалина, куда можно попасть с использованием его полноприводной "Тойоты Короллы" за 1 день, то при обращении ко мне такие места гарантированно найдутся.
Вечером 2 января нынешнего года я был занят, но утром и днём располагал свободным временем. Особых мыслей, чем заняться в первой половине дня, у меня не было, и после 9 часов утра дома копошился по ресурсам интернета. Михаил смотрит: я в сети, ну и связался со мной с предложением куда-нибудь съездить. Я согласился с условием, чтобы вернуться к 15 часам. В общем, выехали в 10:30 в южном направлении, так, чтобы попасть в места, куда успеем.
Проезжаем планировочный район Хомутово. На восток от него ведёт дорога, которая в настоящее время используется как технологическая на стройках СТК "Горный воздух". Оказывается, Михаил ранее по той дороге ездил лишь частично, а у подножия горы Красной, где дорога заканчивается как технологическая (и продолжается как пролаз, в бесснежное время покрытый грязью и лужами), ещё не был. Так что моё предложение проехать по ней, сколько сможем, а в идеале до конца, он воспринял с энтузиазмом.
Ранее, в начале декабря прошлого года, сообщалось, что на "Горном воздухе" появился лыжный переход через реку Марковку в долине южного склона горы Красной. Предполагается, что он свяжет новые горнолыжные трассы с будущей посадочной станцией канатной дороги. С тех пор имело место несколько снегопадов, и если строители съехали с объекта, то функционировала ли дорога? Но было видно, что со времени её последней очистки снега выпало немного, и дорога оказалась вполне проезжаемой.
Доехали до построенного перехода через Марковку. На заднем плане была видна гора Стахановская.
С южного склона горы Красной строители действительно съехали.
Всё это было хорошо, но с низкого перевала, разделяющего бассейны рек Марковки и Очепухи, тянул северо-восточный ветер. Поэтому мы там надолго не задержались.
Едем далее на юг. Я предложил заскочить на запад от села Мицулёвки к слиянию рек Сусуи и Средней, где Михаил ранее также не был. Там расположено много действующих производственных объектов, так что дорога в том направлении должна быть прочищенной, что и имело место.
Достигли слияния. Слева Средняя, справа Сусуя.
А вот относительно названия реки ниже их слияния имеет место разнобой. На одних картах она обозначается как Средняя, на других Сусуя. Но в любом случае, в обиходе применяют название "Вторая Речка" (Первая, образованная слиянием Мицулёвки и Балхаша, протекает по бывшему руслу Сусуи западнее железной и просёлочной дорог).
Через Вторую Речку, аккурат ниже слияния Сусуи и Средней, в прошлом году был сооружён мост с целью добычи торфа на её правом берегу.
За мостом располагается пост охраны. Пройдя пешком до него, побеседовали с охранником, который рассказал, что дорога за мостом продолжается несколько сот метров, где осуществляется добыча торфа, и всё. Имеющую место точку зрения, что, мол, коль село Мицулёвка административно относится к Анивскому району, то дорогу якобы проведут до Анивы, он категорически опроверг. Подобная дорога некогда связывала сёла Соловьёвка и Песчанское, но будут ли её восстанавливать, пока что ясности нет.
Мы с Михаилом быстро замёрзли на мосту из-за того же северного ветра и поехали дальше.
Время у нас было, чтобы попасть в Корсаков. Я предложил проверить, функционировала ли просёлочная дорога, связывающая второй микрорайон города и северную оконечность аэродрома Пушистый. Оказалось, что да — дорога проходит по открытой безлесной местности, и выпавший снег оттуда частично выдуло. По ходу ненадолго остановились.
Выехали на полосу Пушистого, и по ней на юг. Ранее сообщалось, что в окрестностях аэродрома военные и Центр технических видов спорта практически хозспособом уже возвели партизанскую деревню, собрали небольшой музей военной техники и различные зоны для экстремальных военных активностей. Но где всё это расположено — так мы и не выяснили, а искать те объекты из-за погодных условий было неохота. Может, кто-либо из читателей подскажет, где они всё же находятся? В любом случае, их посещение представляется возможным при более благоприятной погоде, а именно ослаблении ветра.
Выехали на юг от полосы аэродрома. Гляжу, знакомая мне просёлочная дорога, ведущая круто вниз к побережью залива Анива, хорошо укатана. По ней и поехали. По ходу остановились возле заброшенного карьера.
Достигли побережья.
Оттуда по улице Свердлова вернулись в город. Поднялись по улице Парковой к известной смотровой площадке. Я предложил проехать по грунтовой дороге вниз мимо нефтебазы к улице А. Матросова. Дорога проходит через лесопарковую зону. На расположенной по ходу большой поляне мы остановились — ура, ветер там если и был, то слабый! Так что для пикников и катания с горок природные факторы там были относительно комфортными.
Настало время возвращаться, но у нас были термосы и перекус. Где бы остановиться и что-нибудь съесть, укрывшись от ветра? Я предложил заехать на северо-восток от села Первая Падь по дороге, ведущей к садоводческому товариществу "Буревестник", в окрестностях которого имеется густой темнохвойный лес.
Ура, там ветра совсем не было! С комфортом попили чай, и к 15 часам вернулись в город.
На ту дату ветер прогнозировался только временами, а при посещении побережий, особенно восточного, этот фактор играет первостепенную роль.
Накануне стали обсуждать с Михаилом предполагаемый маршрут. Те места, в которых он побывал ранее, им были забракованы: понятно, хотелось что-нибудь новенького. Новенькими оказались окрестности мыса Свободный.
Отрезок дороги от поворота на Мальковский рыбоводный завод до бывшего посёлка Свободное в бесснежное время представляет собой с трудом преодолеваемый пролаз, который предпочитают объезжать по берегу при отсутствии прилива и шторма. При малоснежье он представляет собой стихийно укатанную колею, но, главное, без грязи! Так что мы на полноприводном легковом автомобиле его аккуратно и проехали.
Высадились у ворот в 10:30. Далее проезд возможен только служебному транспорту, а проходить через ворота пешком и двигаться можно свободно.
Дул ветер западного направления, но он для нас был пока что попутным.
Залив Мордвинова оказался забитым плавающим льдом (при предыдущем моём посещении села Охотского 30 декабря прошлого года там льда не было — вот что значит северный ветер на протяжении нескольких дней подряд).
Я предложил попробовать подняться по действующей дороге на гору Мордвинова, где расположены купола. Потом от неё, если таковое возможно, попытаться пересечь полуостров по просёлочной дороге при наличии на ней наката техники, и выйти на восток, где имеется множество водопадов (о них я ранее рассказывал в статье "Водопады Сахалина. Известные и неизвестные", в главе "Ноябрь").
Приступили к подъёму. Михаил при высадке переобул ботинки на резиновые сапоги с тёплым вкладышем.
Периодически останавливались, Михаилу всё было интересно — как-никак, новые для него места.
Увы, нужная нам просёлочная дорога от горы Мордвинова на восток оказалась засыпанной. Пришлось возвращаться.
От бывшего посёлка Свободное до одноимённого мыса ведут 2 дороги: верхняя и нижняя. По ходу я заметил, что верхняя дорога была укатана снегоходами, и предложил пройти до мыса по ней, а вернуться по нижней дороге — ведь интереснее, когда путь обратно не совпадает с путём туда.
С горы Мордвинова за нами увязался пёс, который сопровождал нас всю последующую дорогу.
Подходим к мысу.
Вот и маяк. При движении к нему по верхней дороге наблюдалось полное безветрие, так что я поменял шапку.
Побеседовали со смотрительницей маяка, ходившей по территории. Они с мужем там находятся на протяжении 35 лет, и сейчас, пока Охотское море вблизи мыса забито льдами и не судоходно, маяк отключен. Её муж тогда спал, и, на наш взгляд, будить его не было надобности.
Пообедав в близлежащем темнохвойном лесу, пошли обратно. Поднялся северный ветер, который был для нас уже попутным.
По нижней дороге достигли рыбацких станов.
Вскоре к нам выбежало много собак, которые увлекли за собой нашего проводника.
Итого: до горы Мордвинова и обратно ушло 2 часа, до мыса Свободного по верхней дороге полтора часа, осмотр маяка и обед заняли 1 час, возврат по нижней дороге длился полтора часа. Так что к 16:30 вернулись к месту высадки.
Возможность поездки на юг от Тараная нами обсуждалась достаточно давно. Но просёлочная дорога в том направлении в бесснежное время представляет собой пролаз, преодолеваемый разве что внедорожниками. Вот мы и ожидали поры, когда грязь на том пролазе замёрзнет, а при малоснежье высоко проходимая техника его укатает.
Так и есть: выехав 6 января, убедились, что отрезок дороги до поворота к рыбоводному заводу на реке Ольховатке был прочищен грейдерами, а далее тянулась стихийно укатанная колея. Ехали по ней на пределе возможности для полноприводного легкового автомобиля.
Ранее те места я с большой группой туристов посещал пешком, о чём рассказывал в статье "Весеннее побережье залива Анива", в главе "6 апреля: от Тараная до танковых башен и обратно". Михаил там был впервые. Доехали до бывшего маяка.
Не все танковые башни оказались в наличии, но хоть хорошо, что некоторые.
Достигли юго-западного угла Сусунайской долины, где расположен стан. Далее никто из нас раньше не был.
Дорога пошла по склонам невысоких холмов. По пути остановились, и Михаил своим смартфоном сделал панорамный снимок местности.
Через некоторое время нас догнал джип с водителем и тремя пассажирами. Они подсказали, что, если проехать вперёд примерно 1 км, будет "карман" для разворота и пропуска транспорта. Добравшись туда, мы пропустили джип, который ехал к устью реки Урюм, но отрезок до него, по словам пассажиров, для нашей техники был бы вряд ли преодолимым. Что ж, и на том спасибо! Идти пешком на юг было время уже позднее. Мы находились возле устья реки Бачинской, где располагается стан. Вышли на побережье.
Вообще в тот день изредка поднимался слабый ветер с разных сторон. По пути на юг, когда проезжали село Таранай, западный ветер доносил до нас неприятный запах от свинокомплекса "Мерси-Агро", но на обратном пути наблюдалось безветрие, и дышалось легко. Обнаружили удобное место для обеда на сельском стадионе.
Из села Быков Долинского района ведут 2 направления, популярные у туристов. На юго-запад вдоль реки Красноярки, правого притока Найбы, проложена дорога, которая, проходя мимо популярного порога на этой реке, приводит в урочище Загорское — если кому-либо те места ещё не знакомы, они ранее мной описаны.
А вот на северо-запад от Быкова идёт дорога верх вдоль левого берега реки Найбы. Некогда она заканчивалась возле устья Сейма, её правого притока, где на месте гибели партизанского отряда И. Даирского во время русско-японской войны в 1905 г. установлен крест. Сейчас далее протянут ряд лесовозных дорог. Так, на карте красным цветом показана основная дорога, ныне продолженная до урочища Урутайка, чёрным — фрагмент новой лесовозной дороги в окрестностях устья Сейма, оранжевым — ещё одна новая лесовозная дорога, тянущаяся вдоль правого берега Найбы на 4 км. 2 последние дороги доступны как зимой при наличии переезда Найбы по льду и расчистке самих дорог, так в бесснежное время при небольшом уровне воды в той реке.
Но в бесснежное время та дорога уже на выезде из села, за кладбищем представляет собой пролаз с грязью и лужами, спокойно преодолимый тяжёлой лесовозной техникой, но из легкового транспорта по ней могут проехать разве что внедорожники, и то с трудом. Поэтому мы с Михаилом ездим туда разве что зимой или ранней весной, и то если состояние дороги позволяет проехать полноприводному легковому автомобилю.
Ранее на правом берегу Найбы мы бывали в марте прошлого года. В нынешнем сезоне нам представлял интерес пробиться в сторону урочища Урутайки, сколько сможем.
20 ноября на юге Сахалина образовался устойчивый снежный покров с отрицательными дневными температурами. В ближайший выходной день 21 ноября мы с Михаилом и нашей знакомой Мариной выехали в Быков, и далее по дороге вдоль левого берега Найбы. Достигли развилки: налево в сторону устья р. Сейм дорога оказалась засыпанной, а вот направо в сторону Урутайки проезд был пока что возможен.
Проехали далее каких-то 500 метров, и… ужаснулись! Понятно, что по такой грязи, хотя бы подмёрзшей, доступ был нам возможен только пешком.
Я знал, что через 600 метров от места высадки, прямо возле дороги расположен водопад на безымянном ручье, стекающем с горы Бориса Пилсудского (именно так на картах приводится её название, хотя известного исследователя Сахалина Пилсудского звали Бронислав). Добрались до водопада и прошли ещё немного далее.
Решили отложить дальнейшее обследование той местности до увеличения слоя снега, необходимого для покрытия грязи.
Возможность снова посетить те края представилась 17 января. Прошедший накануне циклон лишь слегка зацепил юг Сахалина, и высота снежного покрова увеличилась ненамного. Отправились на двух автомобилях: Михаил, Марина и я на "Тойоте Королле", и наш знакомый Пётр на его "Субару Форестере". Так надёжнее в случае, если какой-либо автомобиль собьётся с колеи, чтобы вторая машина смогла его вытащить.
Выехали из села. Дорога оказалась немного присыпанной свежевыпавшим снегом. Попробовали: вполне проезжаемо.
Достигли первого стана лесорубов, оборудованного достаточно давно под бывшим детским лагерем "Горняк".
Через 500 м от него совсем недавно был расположен второй стан с большим количеством техники. Но в этот раз поляна, на которой был размещён тот стан, пустовала, что показано на фото, где слева направо стоят Михаил и Пётр.
Подъехали к знакомой развилке. По сравнению с 21 ноября всё оказалось наоборот: участок в сторону Урутайки был засыпан снегом, а вот направление в сторону устья Сейма было не так давно прочищено трактором. Туда и поехали.
Вот и крест.
На Найбе была налажена ледовая переправа. Михаил запечатлел нас с Мариной на её фоне.
Далее, после перехода на правый берег реки, оставалось идти пешком.
Верхняя дорога, показанная на карте оранжевым цветом, была засыпана. Прочищенная трактором нижняя дорога пересекла реку Сейм по ледовой переправе и стала подниматься верх. По ходу открывались красивые виды. Вспомнили, что год назад тот участок дороги был проезжим даже для легковых авто — но ничего страшного, если нет проезда, то можно и пешком. В итоге преодолели от места высадки около 1,5 км.
Подъём закончился, и дорога пошла куда-то резко вниз. По причине недостатка времени решили не идти вперёд, а возвращаться. По ходу был слышен гул внизу — предположительно от работы двигателей. "Может, какой-нибудь транспорт стал пробиваться в сторону Урутайки — если так, смогли бы попробовать проехать по его следам", — мелькнула мысль у Михаила.
Всё оказалось гораздо прозаичнее. Снегоход вышел на лёд реки, съехав с проезжей дороги.
А вообще прогулка получилась комфортной. Несмотря на относительно низкую дневную температуру (около -10), ветра в тех местах практически не было, лишь изредка наблюдались его слабые порывы с разных сторон.
Перекусив около места высадки, в 16:30 отправились в обратный путь. Так что, кто его знает, когда кому-либо из нас удастся побывать в тех краях? Вообще урочища Урутайки мы с Мариной достигли в марте 2016 г., куда нас подвезли знакомые — дорога туда была прочищена, и в тех краях вовсю работали лесорубы. Михаил и Пётр там пока что не были.
Не все дороги сейчас доступны. Но и то, по причине относительного малоснежья ряд участков дорог, особенно на открытой местности, где снег выдувало, оказался стихийно укатан автотранспортом, чем мы и воспользовались. После первой же серьёзной метели по тем дорогам смогут проехать разве что снегоходы.
Также есть ещё дороги, регулярно прочищаемые грейдерами — особенно если в тех местах работают лесорубы. Что ж, попробуем проехать и по ним. Конечно, полноприводные легковушка и кроссовер — не внедорожники, но и то на них много куда попали.