Дмитрий Толстов: «Выбор есть всегда – я связал судьбу с юстицией»
Руководитель управления Минюста России по Коми Дмитрий Толстов в интервью БНК рассказал, о чем говорят базы данных ЗАГСа, где в Коми не хватает адвокатов и нотариусов, пригодился ли ему диплом по специальности «Баллистика», кто может рассчитывать на бесплатную юридическую помощь и каких НКО в республике больше всего.
- Дмитрий Сергеевич, вы были министром юстиции Коми, возглавляли Управление Минюста России по республике в 2008-2014 годах, после – представителем главы Коми в Государственном Совете региона. Управление Минюста по Коми вновь возглавили в декабре 2019 года. За время вашего отсутствия в управлении насколько изменилась сфера работы, отрасль?
- Да, все меняется и стремительно. Но я не отходил от дел и решения вопросов в сфере юстиции. В 2014-м году работал в Главном управлении Министерства юстиции России по Санкт-Петербургу, в управлении, выступающем координатором деятельности всех территориальных управлений Минюста России, расположенных в Северо-Западном федеральном округе. Оттуда я внимательно наблюдал за родным мне управлением в Коми как бы со стороны и, давая оценку его деятельности, знал, что это результат моей команды – и достижения, и ошибки. Когда по приглашению главы Коми в 2016 году вернулся в регион, возглавил воссозданное Министерство юстиции республики, вопросы в этой сфере и переданные региону полномочия по регистрации актов гражданского состояния мне были известны, понятны и близки.
Здесь такая связь. Управление Минюста России по Коми – федеральный контрольно-надзорный орган, в том числе в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
Министерство юстиции Коми и его 20 территориальных отделов ЗАГС, а также 51 орган местного самоуправления предоставляют госуслуги. Федеральное управление проверяет отделы на предмет соблюдения законодательства в сфере ЗАГС и правильности организации работы в этом направлении. Ежегодно по согласованию с прокуратурой Коми проводится в пределах 20 плановых проверок. Анализируем, как полномочия реализуются в городах и районах республики, выявляем не только слабые, но и сильные стороны в работе, оцениваем ее эффективность. Здесь главный критерий – удовлетворенность населения результатами рассмотрения обращений, отсутствие обоснованных жалоб.
- Кто-то жалуется на работников ЗАГСов?
- В течение 12 лет со времени создания нашего управления мы неизменно подчеркиваем, что качество услуг, предоставляемых работниками органов ЗАГС в республике, остается на высоком уровне, что неоднократно отмечало и Министерство юстиции России. Слова благодарности всем сотрудникам и ветеранам, особенно - Дине Константиновне Сичкарь, неравнодушному человеку, виртуозу своего дела, значительное время возглавлявшей Управление ЗАГС республики, сумевшей в непростое вихревое время перемен воспитать ценные кадры, настоящих профессионалов, выстроить работоспособную систему администрирования, сформировав эталон руководителя, на которого равнялись коллеги также и из других регионов страны.
- Раньше ЗАГСы оформляли актовые записи исключительно на бумаге, которые формировались в книги со сроком хранения 100 лет. Сейчас все услуги можно получить в электронной форме. Какие данные аккумулируются здесь?
- С 2017 года органы ЗАГС регистрируют акты гражданского состояния с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния». Наступило время цифровизации - в систему «перемещается» весь бумажный архив. Органами ЗАГС Коми переведено с бумажного в электронный вид и внесено в информационную систему свыше 3,5 млн. актовых записей, работа практически завершена. Не случайно Министр юстиции России Константин Анатольевич Чуйченко в ходе визита в Коми в сентябре т.г. еще раз подтвердил высокую результативность работы руководства Республики, органов ЗАГС региона, в том числе по переводу документов в электронный формат. Коми здесь лидер. Все данные аккумулируются в республиканском министерстве юстиции, в нашем управлении развернут соответствующий программно-аппаратный комплекс, что, уверен, со временем позволит нам проводить документарные проверки деятельности отделов ЗАГС, то есть без выезда за пределы Сыктывкара.
- Получение статистических данных о демографической ситуации в регионе с учетом такой обширной базы данных должно занимать минимум времени. Какую картину вы сейчас видите в республике? Какие тенденции фиксируются?
- К сожалению, статистика показывает, что в республике падает рождаемость, количество регистраций браков, сокращается численность населения, растет число бракоразводных процессов, разводы «молодеют». По-прежнему, востребована услуга по перемене имени, связанной с изменением добрачных фамилий, собственно факты перемены имени уже в зрелом возрасте единичны. Время как и прежде диктует моду на имена для новорожденных: сегодня наиболее часто при имянаречении в регионе востребованы такие имена, как Павел, Кирилл, Артём и Александр, а также Ева, Алиса, Анастасия, Софья и София. Органами ЗАГС также фиксируются единичные случаи присвоения новорожденным имён Авъя, Райда, Серафима, Лукьян и, как ни странно, - ранее широко распространенных имен, Любовь и Светлана.
- Что меняется в нотариате?
- Меняется достаточно активно законодательство в сфере нотариата, его работа также переводится на цифровую платформу: нотариальные действия фиксируются в реестре в электронном виде, нотариальные акты трансформируются в электронный вид, выгружаются в единую информационную систему, что, кстати, позволяет не только упростить межведомственное взаимодействие, но и сделать удобным и быстрым доступ к содержащейся в системе информации, экономить время на пересылке документов по почте. Причем вся процедура проходит с соблюдением законодательства о защите персональных данных. В конечном итоге через преодоление административных барьеров, иногда и межведомственной несогласованности, сокращение времени все направлено на создание наиболее комфортных обеспечительных условий предоставления населению услуг, оказания им соответствующей правовой помощи.
Одной из востребованных является услуга регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. По некоторым видам сделок с недвижимостью, например, одна из сторон которых выступает несовершеннолетний, либо сделка совершается с долевым участием, предусмотрено её нотариальное удостоверение. Регистрация прав по таким видам сделок осуществляется в течение одного рабочего дня с момента поступления документов в регистрирующий орган. Такое взаимодействие позволяет значительно сократить общеустановленные сроки «прохождения» документов, одновременно обеспечив надлежащий уровень безопасности сторон сделки от мошеннических действий.
- Когда вас представляли депутатам Госсовета Коми в новой должности в декабре прошлого года, вы сказали, что в любое время готовы обсуждать с парламентариями проблемные вопросы и помогать с принятием решений. Возникали ли после этого проблемные вопросы, обращались к вам депутаты?
- Первое соглашение о взаимодействии с Госсоветом мы подписали еще в 2010 году. В том числе прописали совместное участие в деятельности рабочих групп по наиболее значимым для республики подготавливаемым проектам законов. Конечно, специалисты управления Минюста России приглашаются для их обсуждения, мы активно вовлечены в процесс разработки такого рода проектов, вносим предложения правового характера. Важно обеспечить при принятии закона его соответствие Конституции российской Федерации, нормам федерального законодательства, тем самым – обеспечить единство правового пространства России в республике. Можно с уверенностью констатировать, что у нас выстроены деловые взаимоотношения и эффективное сотрудничество с аппаратом Госсовета, депутатским корпусом. Сейчас под председательством Владимира Косова работает межведомственная группа по внесению изменений в Конституцию Коми в целях приведения её отдельных положений в соответствие с изменениями, внесенными в текущем году в Основной закон страны. Работа выстроена на системной основе, обсуждаются мельчайшие детали и правовые нюансы.
Здесь полагаю уместным обратить внимание вот на что. Внесенные в Конституцию страны изменения вступили в силу 4 июля 2020 года. В результате в главном правовом документе страны получили закрепление новеллы, согласно которым, в частности, президент Российской Федерации назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности министра юстиции Российской Федерации - руководителя федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами юстиции. Таким образом, вопросы юстиции, получив конституционно-правовое оформление, не только подтвердили свое место и роль в системе государственного управления страной, но и де-юре приобрели конституционный статус. Это обстоятельство свидетельствует о значении проводимой государственной политики в сфере юстиции и подчеркивает миссию Минюста России. В этой связи важно отметить, вопросы юстиции решают многочисленные государственные и негосударственные органы и организации, их полномочия рассредоточены в многочисленных правовых актах различного уровня. Поэтому Минюстом России сегодня начата работа по разработке проекта Федерального закона «О юстиции», который бы концептуально определил, что такое юстиция, развил её [конституционный] правовой статус.
Являясь территориальным органом Министерства, наше управление обеспечивает реализацию Минюстом России в регионе государственной политики в сфере юстиции, координирует деятельность Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми и Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми, обеспечивает единство правового пространства Российской Федерации на территории республики, осуществляет государственную регистрацию некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, контролирует их деятельность. Управление координирует работу, проводимую в сфере оказания бесплатной юридической помощи населению, осуществляет отдельные контрольно-надзорные полномочия в сфере адвокатуры, нотариата и, как я уже сказал, - в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
Мы самостоятельно и во взаимодействии с государственными органами, различными организациями и учреждениями, в том числе на основании соглашений о взаимодействии (деловом сотрудничестве) в различных сферах правоотношений, реализует 97 государственных полномочий, предоставляет 10 государственных услуг. В период с 2009 года Управление ежегодно информирует главу Коми о процессах в сфере юстиции, об основных направлениях и результатах работы; о вопросах, требующих совместных с органами государственной власти региона решениях, направляет предложениях по совершенствованию деятельности. В июне 2020 года Управление и Государственный Совет Республики Коми подписали дополнительное соглашение о взаимодействии в сфере юстиции, согласно которому руководитель территориального органа Минюста России ежегодно, начиная с 2021 года, начальник Управления будет выступать на заседании высшего Госсовета перед депутатским корпусом с информацией об основных результатах служебной деятельности и задачах на предстоящий период. В соответствии с решениями главы Коми руководитель Управления на правах члена президиума с 2009 года участвует в работе Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Республике Коми, с 2015 года входит в состав координационного совещания по обеспечению правопорядка в Республике Коми. Уделяя первостепенное внимание надлежащему уровню реализации политики в сфере юстиции, мы на системной основе и в дальнейшем будем укреплять и расширять практику межведомственного взаимодействия.
- Кроме Сыктывкарского госуниверситета по специальности «юриспруденция» и Академии управления МВД России по специальности «государственное и муниципальное управление» вы окончили Военный инженерно-космический Краснознаменный институт имени А.Ф. Можайского по специальности - «баллистика». Пригодились знания в работе?
- Любые приобретенные знания, если их грамотно использовать, не могут не пригодиться. В советское время в средних школах проводили профориентацию. Передо мной стоял непростой выбор: стать кадровым военным или юристом. Не смотря на то, что мой отец, Сергей Галактионович, был профессиональным юристом, я стал военнослужащим – по маминой линии в роду почти все мужчины военные. В «Можайке» (как мы называли альмаматер) у нас была относительно небольшая учебная группа – выпуск всего 20 – 25 лейтенантов в год по такой специальности. С распадом Советского Союза судьба повернулась таким образом, что покинув ряды Вооруженных сил, я остался в погонах, но уже в правоохранительной системе. Базовые учебные дисциплины при получении специальности «баллистика» - суть конгломерат высшей математики, аналитической алгебры, теории вероятностей и математической статистики, физики, теории эффективности целенаправленных процессов и других не менее важных и интересных специальных прикладных «математических» дисциплин. Именно математика, как царица наук, формирует в человеке системное мышление, системный взгляд на факты, явления и процессы, вырабатывает системный подход в выработке решений, каков бы не был круг твоих интересов и предпочтений. Занятие точными дисциплинами формировало меня. Службу в органах внутренних дел начинал в экспертно-техническом подразделении ОВД Воркуты, когда после окончания курсов в Волгоградской высшей следственной школе МВД получил допуск на право самостоятельного производства отдельных видов криминалистических экспертиз, включая и баллистическую. Таким образом, полученные прежде знания позволили быстро освоить и новую для меня должность «эксперта-криминалиста».
- Ваш отец - Сергей Галактионович Толстов – тоже был министром юстиции Республики Коми в 1994-1996 годах. Помогал советами?
- Когда в далеком 1993 году перешел на службу в правоохранительные органы, в моей практике, естественно, все чаще стали возникать вопросы, требующие познаний в юриспруденции. Конечно, отец помогал в первую очередь житейскими советами, а это – универсальные принципы общения, выстраивание отношений в коллективе, особенности его психологии. Он также утверждал, что если ты не научишься подчиняться, то не сможешь стать умелым руководителем. Говорил, что, если поставлена задача, нужно сделать все зависящее от тебя для ее качественного и своевременного выполнения, необходимо личным примером мобилизовать подчиненных в трудные периоды, целенаправленно выращивать из себя профессионала, объединять людей, доверять им и ценить, слушать их мнение, помогать, не оставаться равнодушным к чаяниям и просьбам, умело вести за собой. Таким отец и был. В марте 2018 года папы не стало, но в моем сердце и памяти он навсегда запечатлелся, знаете, такой Глыбой: человеком со своим мнением, любящим семью, ценящим дружбу, преданным своему делу. Его трудовой путь отмечен работой в качестве обходчика железной дороги в Воркуте, следователя милиции, адвоката, министра юстиции, судьи. Папа – «Заслуженный юрист Российской Федерации». Нам есть на кого равняться, с кого брать пример.
- В Коми установлено 20 нотариальных округов, в которых определены 49 должностей нотариусов. Достаточно ли для Коми такого количества нотариусов, везде ли их хватает? Потребность полностью закрыта? Где самые «загруженные» нотариусы в Коми? Как организована работа нотариусов в отдаленных населенных пунктах региона?
- Для республики 49 нотариусов вполне достаточно, предпосылок и условий для увеличения количества должностей нет. По приказу Минюста России определение количества должностей нотариусов зависит от нескольких критериев. Во-первых, в каждом нотариальном округе должна быть как минимум одна должность нотариуса. В нотариальных округах в границах городских поселений и округов — один нотариус на 20-25 тыс. человек, в муниципальном районе — один нотариус на 25-30 тыс. человек населения. Также учитываются количество совершенных в округе за год нотариальных действий; удаленность населенных пунктов друг от друга и транспортное сообщение между ними, а также возможность совершения нотариальных действий по графику приема населения. Принимается во внимание и возможность самофинансирования нотариуса. Что здесь имеется ввиду? Необходимо учесть обязательность наличия средств у нотариуса на возмещение расходов по страхованию гражданской ответственности, на возмещение вреда в случае совершения им неправомерных действий или причинения [например, неправомерным отказом в совершении нотариального действия либо разглашением сведений о совершенных нотариальных действиях] реального ущерба заявителю. Кроме того, нотариус обязан в силу закона регулярно вносить членский взнос в Нотариальную палату республики, повышать уровень своего профессионального образования и квалификации. Ему необходимо зарабатывать средства для содержания и хранения нотариального архива, содержания нотариальной конторы и оплаты труда её работников.
Если по критерию численности населения количество должностей в округе превышает установленное законодательством, то вопрос о сокращении этих «лишних» должностей будет рассмотрен только после их освобождения, то есть когда они станут вакантными. При этом, как я уже сказал, одна должность при любых условиях в нотариальном округе остается. Например, сейчас у нас появилась вакансия нотариуса в Койгородском районе. На время, пока не найдется новый, обслуживание этого района возьмет на себя нотариус Сысольского района.
«Загруженными» значительными объемами работ можно считать нотариусов в городских округах, где наиболее оживленная социально-экономическая ситуация. В отдаленных же округах, где нотариальные конторы расположены в райцентрах, нотариусы помимо приема населения конкретного райцентра, выезжают для работы в отдаленные населенные пункты по заранее утверждаемым графикам, информация о которых размещается и на интернет сайте Нотариальной палаты Республики Коми, и в нотариальных конторах на местах.
Кроме того, полномочиями на совершение отдельных нотариальных действий в республике наделены главы 141 органа местного самоуправления, а также 134 должностных лица органов местного самоуправления. При этом реестр таких должностных лиц, являющийся источником официальной информации, ведет Управление Минюста России по Республике Коми. В отношении глав местных администраций поселений и специально уполномоченных должностных лиц мы вправе проводить проверки их деятельности в сфере нотариата.
- В республике нет государственных нотариальных контор, все нотариусы частнопрактикующие. На что это влияет?
- Несколько слов о финансовом обеспечении нотариальной деятельности, то есть об оплате нотариальных действий и других «сопутствующих» услуг. За совершение нотариальных действий нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, который соответствует размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе. Если нотариус причем неважно частнопрактикующий или частный) совершает действия, по которым обязательная нотариальная форма не предусмотрена, то он взимает нотариальные тарифы в размере, установленном Основами законодательства о нотариате. При этом предусмотренные Налоговым кодексом льготы по уплате госпошлины для физических и юридических лиц распространяются на них при совершении нотариальных действий и частнопрактикующим, и государственным нотариусом. Кроме того, при выезде нотариуса для совершения нотариального действия вне места своей работы заинтересованные лица возмещают ему фактические транспортные расходы. Однако есть определенная разница. Например, нотариусу, занимающемуся частной практикой, в связи с совершением нотариального действия оплачиваются услуги правового и технического характера. А это - правовой анализ документов и их проектов, полученной информации, это консультирование по вопросам применения законодательства, это и такие действия, как изготовление документов, копий, скан-образов документов, отображений на бумажном носителе образов электронных документов и информации, это и техническое обеспечение хранения документов или депонированного имущества, а также и иные услуги правового и технического характера, осуществленные нотариусом исключительно в связи с совершением нотариальных действий. Кроме того, в этом случае частнопрактикующему нотариусу оплачиваются необходимые расходы, в том числе по оплате государственных пошлин, в связи с получением информации и документов, предоставляемых за плату, услуг оценщиков, аудиторов, экспертов, иных специалистов, услуг, связанных с передачей юридически значимых сообщений, если указанные расходы не были произведены. Вместе с тем, правила осуществления нотариальных действий (а именно в них суть работы любого нотариуса, как работающего в государственной конторе, так и занимающегося частной практикой), правила нотариального делопроизводства универсальны и обязательны для всех нотариусов, независимо от их правового статуса.
Практика показала жизнеспособность и эффективность института частного нотариата. Кроме того, именно «частник» как никто мотивирован на заявителя, именно он заинтересован, чтобы оказывать правовую помощь всегда быстро и качественно, что, в свою очередь, служит побудительным мотивом для заявителей обратиться в следующий раз к этому же нотариусу, в противном случае – выбрать другого. Частнопрактикующий нотариус дорожит своим именем, репутацией, активно занимается самообразованием, самостоятельно обеспечивает оптимальный (с учетом его ресурсов) «порядок» в организации труда в конторе. Все это обусловливает и относительную стабильность, здоровый консерватизм кадрового состава нотариата. При этом, конечно, законом установлен и возрастной ценз в 75 лет, при достижении которого частнопрактикующий нотариус слагает полномочия. На государственной гражданской службе, где не так уж и редки реорганизации и сокращения численности, возрастной ценз служащего ограничен 60 годами.
Так называемый «человеческий» фактор тоже существует. При всех прочих равных условиях многое зависит от личностных и деловых качеств конкретного нотариуса.
- Ваше управление решает вопросы, связанные с учреждением и ликвидацией должностей нотариусов, ведет реестр нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен. Что нужно, чтобы стать нотариусом? Насколько серьезный отбор идет?
- Нотариальной деятельностью по закону вправе заниматься гражданин РФ, сдавший квалификационный экзамен. К нему допускаются те, кто прошел стажировку. Третий год в республике экзамен проводится с использованием информационной системы, обеспечивающей автоматизированную анонимную проверку результатов сдачи квалификационного экзамена. Таким образом значительно минимизируется влияние человеческого фактора при определении лучших среди претендентов, снимается напряженность, возможные обвинения членов комиссии в предвзятости, когда ни один из членов комиссии не может повлиять на результат тестирования, поскольку он оценивается программно-аппаратным способом, без вмешательства человека. Ключи же к проверке результатов выдаются Москвой, регионы их не имеют. При этом претендовать на должность нотариуса в Коми могут и кандидаты из других регионов. Любой желающий вправе принять участие. Так у нас произошло в Воркуте, куда приехал работать нотариусов кандидат из Волгограда.
- Были в вашей практике случаи, когда нотариусы в Коми вовлекались в противоправную деятельность?
- Эти единичные случаи в истории.
- Вы участвуете в развитии государственной системы бесплатной юридической помощи в республике, в том числе ведете списки негосударственных центров бесплатной юридической помощи, контролируете соблюдение лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и установленных требований к качеству юридической помощи. Кто ее оказывает? Как вы оцениваете качество и эффективность оказываемой помощи? Кто фиксирует удовлетворен заявитель полученным ответом или нет? Подсчитано ли, сколько жителей Коми получили помощь в этой системе с начала 2020 года?
- Бесплатную для заявителей юридическую помощь в виде правового консультирования оказывает ГКУ РК «Государственное юридическое бюро», в котором фактически работают пять человек. Этого недостаточно, конечно. Помощь предоставляется при рассмотрении законодательно установленного спектра вопросов: при установлении фактов, имеющих юридическое значение (факта отдельных родственных отношений, факта нахождения на иждивении, факта владения и пользования недвижимым имуществом); при признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору найма; при признании и сохранении права собственности на земельный участок, права постоянного пользования, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком; при возмещении вреда, причиненного в результате смерти кормильца, увечья или иного повреждения здоровья, не связанного с трудовой деятельностью; при решении вопросов наследования недвижимого имущества.
Думаю, при обеспечении принципа разумной достаточности важно расширять эту деятельность и, прежде всего, за счет вовлечения в нее адвокатского сообщества - в этом году их уже 37, в прошлом было 30. К слову, сегодня адвокаты осуществляют правовое консультирование во всех муниципальных районах и городах республики, за исключением Сысольского района.
В первом полугодии 2020 года в Госюрбюро поступило 244 обращения по вопросам оказания бесплатной юридической помощи, в том числе от малоимущих - 3; инвалидов I и II групп - 13; детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей - 5; граждан, признанных судом недееспособными, а также их законных представителей - 1; граждан, которым право на бесплатную юридическую помощь гарантировано законом Коми - 42. Рассчитываем, что обращений по итогам года это будет не меньше, чем в прошлом, - порядка 700. Всем оказана необходимая помощь в виде правового консультирования в устной форме и письменной формах, составления документов правового характера, представления интересов в судах и иных органах. Обращения наиболее часто касались правоотношений в сфере трудового, жилищного, семейного, пенсионного законодательства и защиты прав потребителей.
Много это или мало? Не много и не мало. Чтобы верно ответить важно, как мне представляется, обеспечить наличие одновременно нескольких условий: граждане должны знать, быть информированы о своем праве на бесплатную юридическую помощь и иметь возможность реализовывать это законное право, как на обращение, так и на получение бесплатной юридической помощи. При этом каждый обратившийся такую помощь должен получить своевременно на гарантированно высоком профессиональном уровне. Информированность населения и отсутствие обоснованных жалоб при получении юридической помощи бесплатно – лучший индикатор.
Уточню, что в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» 11 категорий граждан, имеют право на получение бесплатной юрпомощи, а именно, - малоимущие; инвалиды I и II группы; ветераны ВОВ, Герои России, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации; дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их законные представители; усыновители; граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях соцобслуживания, предоставляющих услуги в стационарной форме; несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители (но за исключением вопросов, связанных с оказанием им юридической помощи в уголовном судопроизводстве); граждане в соответствии с Законом «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»; недееспособные и их законные представители; граждане, пострадавшие в результате ряда чрезвычайных ситуаций, например, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично имущество либо документы в результате ЧС.
Республика Коми законом дополнительно наделила еще 10 категорий граждан таким правом: тех, кому назначена страховая пенсия по старости или страховая пенсия по случаю потери кормильца, инвалидов III группы, многодетных, одиноких родителей; ветеранов труда, ветеранов боевых действий; бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны; народных дружинников, граждан, пострадавших от политических репрессий; представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие радиационных аварий и катастроф, а также Почетных доноров.
Также в Сыктывкаре (ул. Интернациональная, 108) с 30 марта 2018 года при региональном отделении «Ассоциации юристов России» функционирует негосударственный центр бесплатной юридической помощи. Центром проводится правовое консультирование в устной и письменной форме, составляются заявления, жалобы, ходатайства, другие правовые документы.
Важно помнить, что независимо от перечисленных категорий, все без исключения граждане имеют право на получение юридической помощи бесплатно при обращении в государственные и муниципальные органы в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации». Но это несколько иной аспект.
- Адвокатское сообщество республики Коми насчитывает 331 адвоката. Распределение адвокатов неоднородное. Около 51,3 % адвокатов сосредоточено в Сыктывкаре, в семи городах республиканского значения - 36,6%, в остальных 12 административно-территориальных образованиях Коми – 12,1 %. В каких муниципалитетах традиционно не хватает адвокатов? Как там решается вопрос с оказанием юридической помощи местным жителям?
- В Койгородском и Усть-Цилемском районе числится не больше двух адвокатов. Если в районе не хватает защитников, то Адвокатская палата Коми направляет их из близлежащих адвокатских образований для участия в рассмотрении уголовных дел. Но такие случаи единичны. Поэтому представления о создании юридических консультаций на территории судебных районов, где на одного федерального судью приходится менее двух адвокатов, Минюстом Республики Коми в Адвокатскую палату региона не вносились.
- К полномочиям вашего управления в сфере адвокатуры относятся ведение реестра адвокатов Коми, внесение представлений о прекращении статуса адвоката и о возбуждении дисциплинарного производства в адвокатскую палату, обращение в суд с заявлением о прекращении статуса адвоката. Вам жалуются на адвокатов? Какие нарушения встречаются чаще всего? В каких случаях аннулируется удостоверение адвоката?
- Наиболее распространены такие поводы возбуждения дисциплинарного производства, как обнаружение проступка, поступление жалоб и заявлений граждан, обращения органов и должностных лиц, которым не предоставлено право на возбуждение дела. Необходимо отметить, что вся совокупность надлежащих поводов обусловлена исполнением адвокатом своих профессиональных обязанностей, в частности, это действия адвокатов вопреки воле и законным интересам доверителей, срывы ими судебных заседаний в связи с неявкой, невыполнением обязанностей по участию в уголовном судопроизводстве и несоблюдением графика дежурства; неквалифицированное представление интересов доверителя и неэтичное поведение. Например, адвокат не должен гарантированно заявлять о положительном исходе рассмотрения дела в суде. Когда доверитель не видит обещанный результат, он пишет жалобу, по результатам рассмотрения которой Управление может внести представление о возбуждении дисциплинарного производства в Адвокатскую палату.
Квалификационной комиссией Адвокатской палаты Республики Коми в истекшем периоде 2020 года рассмотрено почти полсотни дисциплинарных производств. По результатам их рассмотрения в 1 полугодии вынесено 6 заключений о нарушении адвокатами законодательства в сфере адвокатской деятельности и адвокатуры, прекращен статус двум адвокатам.
Когда статус адвоката прекращен, из реестра адвокатов региона исключается информация о нем. Но по разным причинам адвокат может не сдать в Управление свое удостоверение и вводить в заблуждение потенциальных клиентов. Проверить полномочия защитника можно и, подчеркиваю, нужно в Реестре адвокатов, в электронном виде размещенном на официальном интернет-сайте Министерства юстиции Российской Федерации.
- У вас на входе размещено высказывание Цицерона на латыни «Право – есть искусство добра и справедливости», отсылающее к римскому праву, с которого, по сути, начиналась «классическая» юриспруденция. Когда в России появилось первое министерство юстиции и для чего было создано? Чем современное министерство от него принципиально отличается?
- Свое официальное начало такой формализовано-государственный институт, как ЮСТИЦИЯ, исчисляет с 8 сентября 1802 года, когда Российский император Александр I провозгласил Манифест об учреждении министерств, определив среди прочих «Отделение Юстиции». Должность первого Министра юстиции - генерал-Прокурора занял видный государственный деятель и известный российский поэт Гавриил Романович Державин, основной обязанностью которого стало издание «сочиняемого уложения законов».
И вот уже на протяжении более двухсот лет Минюст России является ведущим нормотворческим государственным органом страны. Руководство деятельностью Министерства осуществляет Президент Российской Федерации. Министерство в лице своих представителей имеет зарубежный аппарат, обеспечивающий деятельность Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека-заместителя Министра юстиции. Министерство обеспечивает представительство и защиту интересов России в судах иностранных государств и международных судебных органах, координирует и контролирует деятельность подведомственных ему ФСИН России и ФССП России, осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере территориального устройства Российской Федерации, организации местного самоуправления, разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере исполнения уголовных наказаний, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, регистрации некоммерческих организаций, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения.
- Вы плотно взаимодействуете с системами УФСИН и УФССП. В чем здесь роль вашего управления? Какие совместные вопросы удается решать?
- Поскольку Минюст России осуществляет деятельность также через свои территориальные органы, Управление в рамках созданного и действующего при нем координационного совета координирует работу УФСИН и УФССП, являющихся территориальными органами подведомственных Минюсту России федеральных служб. На проводимых дважды в год заседаниях такого постоянно действующего в пределах Республики совещательного органа вырабатываются согласованные действия Управления, УФСИН и УФССП. К основным задачам совета также относится координация взаимодействия с территориальными органами иными федеральных органов исполнительной власти, с органами государственной власти Республики Коми и органами местного самоуправления в республике, а также общественными объединениями и организациями. В соответствии с возложенными задачами совет рассматривает вопросы реализации в республике государственной политики в сфере юстиции, обеспечения единого правового пространства Российской Федерации на территории республики, государственной регистрации и контроля деятельности некоммерческих организаций, повышения уровня юридической осведомленности граждан, ряд других вопросов.
В числе последних рассмотренных советом вопросов - практика и проблемы исполнения УФССП России по Коми исполнительных документов о взыскании алиментов, реализация законодательства в сфере деятельности некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг, состояние работы по технической укреплённости зданий (помещений) судебных участков мировых судей.
- Вы принимаете решения о госрегистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, а также контроль (надзор) за их деятельностью. Сколько их в Коми?
- В ведомственном реестре содержатся сведения о 1242 зарегистрированных в республике некоммерческих организациях, в том числе о 663 общественных объединениях, 25 региональных отделениях политических партий, 194 религиозных организациях.
- Что это за 194 религиозные организации?
- Подавляющая часть из них – приходы Русской Православной церкви.
- Чем занимаются зарегистрированные НКО? В каких сферах работают?
- Спектр направлений деятельности некоммерческих организаций обширен, разнообразен: чем занимаются религиозные организации и политические партии в общих чертах понятно. Кроме них есть и отраслевые профсоюзы, казачьи общества, правозащитные, экологические, благотворительные организации, объединения граждан по интересам, организации, занимающиеся социальной поддержкой населения, работающие в сфере культуры и искусства, пропаганды здорового образа жизни, развития и поддержки бизнеса, защиты семьи и детства, спортивные объединения, организации инвалидов и так далее. Бесспорно, что деятельность некоммерческих организаций затрагивает почти все сферы современные сферы жизнедеятельности человека.
Перечень некоммерческих организаций размещен для публичного доступа на информационных ресурсах Минюста России в сети интернет.
В 2020 году в реестр некоммерческих организаций внесены сведения о 55 созданных некоммерческих организациях, в то же время прекратили свою деятельность 40 НКО. В целом, общее количество работающих в некоммерческом секторе организаций на протяжении последних лет стабильно, имеет тенденцию к незначительному росту, в первую очередь, за счет создающихся организаций социальной направленности, активно участвующих и нередко побеждающих в конкурсах на получение государственных грантов (в том числе, «президентские гранты» из федерального бюджета) и затем реализующих социальные программы в регионе.
- Сейчас в Коми насчитывается 179 муниципальных образований. В ваших полномочиях ведение государственного реестра муниципальных образований республики. То есть вы принимаете решение об укрупнении или упразднении населенных пунктов? Какая здесь статистика за последние годы? Какие тенденции? При каких условиях инициируется объединение населенных пунктов или закрытие?
- Управление Минюста России по Коми ведет госреестр муниципальных образований в регионе. Решение об их укрупнении, преобразовании, упразднении принимается с учетом мнения населения таких муниципий республиканским законом. Инициатор вместе с проектом закона республики представляет пакет документов, обосновывающих целесообразность вносимых предложений, социально-экономических последствий предлагаемых преобразований.
Укрупнение муниципалитетов в Коми, начиная с 2010 года, продолжается. Так, в 2018 году объединены села Кузьёль и Ком (создано муниципальное образование сельского поселения «Кузьёль»). В 2019 году объединены села Объячево и Чёрныш (создано образованное муниципальное образование сельского поселения «Объячево»), села Дзёль и Зимстан (создано муниципальное образование сельского поселения «Зимстан»).
Если в госреестре на начало 2011 года количество действующих муниципальных образований в Коми составляло 211, то на данный момент оно сократилось до 178. В их числе 6 городских округов, 14 муниципальных районов, 14 городских и 144 сельских поселения.
Укрупнение в целом направлено на обеспечение экономической обоснованности решения вопросов местного значения, на рациональное использование ресурсов администрирования. В Коми целесообразность процесса продиктована недостаточностью собственной доходной базы отдельных муниципальных образований, отсутствием необходимого кадрового потенциала, особенно в сельских поселениях.