«Для нас – культурная ценность, для них – штатная единица»: общественность Владивостока возмущена нападками чиновников на музей «Артэтаж» и его директора
Культурная общественность Владивостока возмущена позицией городских чиновников по поводу муниципального музея современного искусства «Артэтаж» и его директора Александра Городнего. За последние пару недель ему пришлось писать объяснительные за нецензурные слова в работах на новой выставке и за отсутствие на рабочем месте в течение двух часов. Люди уверены, что истинные причины «формализации подхода» – не в творчестве.
На выходных в экспозиционных залах, где висят те самые «нецензурные рисунки» прошло массовое собрание по «вопросу Городнего». Решили создать попечительский совет, выходить на уровень городского и краевого главы и сформировать колонну «Артэтажа» на Первомай.
22 марта в залах «Артэтажа» (Океанский пр-т, 9) открылась выставка Ильяса Зинатулина «План эвакуации Э. К.» (о чем, кстати, 21 марта сообщала городская пресс-служба в официальном пресс-релизе). В экспозиции – рисунки, коллажи, аппликации, выполненные приморским художником в последние 1,5 года.
Уже 25-го числа появился документ, подписанный начальником управления культуры администрации Владивостока Светланой Шупиро (он есть в распоряжении редакции VL.ru). В нем чиновник указывала, что в экспозиции «представлены работы с употреблением нецензурных аморальных деструктивных двусмысленных слов и рисунков» и требовала объяснительную от директора МБУ «Дом традиции «История и современность» (ранее назывался центром культуры «Светлячок») Романа Шестакова. К этому бюджетному учреждению относится «Артэтаж», а Городний числится его замдиректора. Ему пришлось писать объяснительную за картины, а уже 4 апреля возникла еще одна проблема. Городний в числе других видных деятелей культуры Владивостока участвовал в дискуссии «Культура. Локальное, универсальное, новое», куда, кстати, попал по приглашению руководства Третьяковской галереи (а директор галереи Зельфира Трегулова была в числе выступающих).
Александра Городнего не было два часа. С 14:10 до 16:10 – с такой точностью установить время отсутствия удалось благодаря «акту об отсутствии работника на рабочем месте», составленным кадровиком Якимовым и подписанным замдиректора Потаповой и завхозом Зориным. Причины отсутствия в акте были указаны как «неизвестные».
Автор скандальной выставки Ильяс Зинатулин назвал все происходящее «спором хозяйствующих субъектов» и заметил, что с содержанием картин ничего общего история не имеет, это лишь повод. Многие присутствующие на встрече заявляли, что дело в том, что музей занимает отличные просторные помещения в самом центре Владивостока – недалеко от зданий обеих администрации и центральной площади.
Модератор дискуссии, краевед и общественный деятель Марина Баринова отметила: сейчас под угрозой уничтожения оказался и «Артэтаж» (который, кстати, по статусу музеем не является, хотя об этом говорят с момента передачи его городу), и Городний как фигура, которого просто хотят убрать. Член союза художников Евгений Макеев напомнил, что такая ситуация происходит не в первый раз: в 2018 году городские чиновники уже высказывали протесты на выставку Павла Филатова, на которой были представлены картины с черепами. Тогда предлогом было то, что Городний не внес выставку в план.
Член союза художников Владимир Погребняк, в свою очередь, высказал мнение о том, что Городний и современное искусство для города просто неудобны: «Саша как сюда попал? У него были хорошие отношения с Пушкаревым, который и выделил помещение, помогал создать музей. Но тот не довел дело до конца, – сказал он. – Галерея современного искусства – «головняк» для города, им нужен центр культуры, детские утренники... Мы знаем Сашу – его не переделаешь, чиновником он не будет. Для нас Городний – культурная ценность. Для них – штатная единица».
Отметим также, что положение фондов музея также неясно – дизайнер Дарья Богданова напомнила, что богатейшая коллекция предметов искусства, что Городний передал городу, сейчас в буквальном смысле находится «в статусе табуреток, с инвентарными номерами и все прочее».
В итоге культурные активисты объединились в общественный попечительский совет, который займется коммуникацией с обеими администрациями, аналитикой документов и в итоге сохранением «Артэтажа» и борьбой за присвоение ему статуса музея. Кстати, чтобы привлечь внимание широкой общественности уже 1 мая собравшиеся хотят объединиться в «колонну "Артэтажа"».
Александр Городний также прокомментировал ситуацию. По его словам, давление от чиновников за дисциплину идет с 2015 года: «Со мной не разговаривали по поводу этой выставки. Только через администрацию дома культуры «Традиция и современность». Со мной давно уже не разговаривают начальники. Я ходил на диспут о культуре — локальной и глобальной – на встречу с директорами музеев. Я в 16:00 пришел, а тут уже сидят деятели с актом, что я не был на работе. Это бред сивой кобылы. Я могу пойти и в мастерскую, и куда-то еще, чтобы готовить следующую выставку. Если я буду «сидеть за стулом», у нас никаких выставок не произойдет. Нужно двигаться. Когда это прекрасное здание начали реставрировать в музей, я сказал: надо ехать, смотреть, как это делается. Как в Европе, в столицах, в Москве дворцы переделывают в музеи. Ездил за свои деньги, обошел 22 музея за четыре дня. За то, что я ездил, чуть ли не втык получил. Я на работе и в субботу, и в воскресенье…» При этом, что будет с фондами, собранными за 30 лет, если «Артэтаж» выгонят, Городний сказать не может: они принадлежат городу. А выход он обозначил кратко: «Я надеюсь на разум и на губернатора».
VL.ru направил в администрацию Владивостока запрос о сложившейся ситуации и получил ответ. «Прикрепленные листки с нецензурными словами на некоторых работах художника были замечены сотрудником управления культуры, – рассказали в пресс-службе администрации города со ссылкой на начальника управления культуры Светлану Шупиро. – Также грубые матершинные слова были написаны на некоторых картинах. После церемонии открытия выставки сотрудников муниципального учреждения культуры попросили ненормативную лексику закрыть. Как правило, перед открытием выставки работы проверяют сами сотрудники дома культуры «Традиция и современность». Ранее таких прецедентов не случалось. Надеемся, что впредь такая ситуация не повторится. В настоящее время выставка продолжает работать, для посетителей установлен возрастной ценз 18+. По вопросу акта об отсутствии на рабочем месте – все сотрудники муниципальных учреждений работают в соответствии с трудовым законодательством. А. И. Городний является заместителем директора муниципального учреждения культуры, и о своем отсутствии на рабочем месте, в том числе с целью участия в каких-либо мероприятиях, обязан сообщать руководству. К сожалению, А. И. Городний о своем участии в публичной дискуссии «Культура. Локальное, универсальное, новое» руководителю учреждения не сообщал».
Как отметила Светлана Шупиро, Александра Городнего «безусловно ценят в управлении культуры как опытного галериста, человека, собравшего уникальную коллекцию работ, организатора замечательных выставок. Вопрос об его увольнении не поднимался. Выставочные залы «Артэтаж» также никто не планирует закрывать».
Кроме того, сообщили в пресс-службе города, вице-мэр Татьяна Арестова пообщалась со всеми сторонами конфликтной ситуации – Мариной Бариновой, Александром Городним, Светланой Шупиро. На вопрос о судьбе культурного центра ответ однозначный: «галерея останется в этом здании, так как «Артэтаж» играет серьезную роль в культурной жизни Владивостока». Насчет придания учреждению статуса музея: «Как только обращение поступит в мэрию, все поставленные вопросы будут обязательно обсуждаться». Насчет «личного дела Городнего»: Татьяна Арестова также сказала, что об увольнении нет даже речи.