Директор "Мехколонны" про аэровокзал: вера рухнула в конце 2019 года, надежда умирала дольше

Будущее сахалинского аэровокзала не накрыто туманом, не залито дождем и не завалено снегом: оно более чем предсказуемо. Жители области и остальные пять миллионов пассажиров, которые откуда-то скоро, видимо, начнут появляться, еще пару-тройку лет будут регистрироваться и сдавать багаж в старом здании, которое время от времени подвергается косметическому и капитальному ремонту. Правительство Сахалинской области затаилось, ни о каком развитии событий пока не сообщает. Но объект по-прежнему интересует Sakh.com, ведь в него вложено 4 миллиарда бюджетных рублей.

Но как известно, деньги у нас считают в основном свои и только в редких случаях — государственные. Например, когда нужно приструнить неугодных. Одному такому — гендиректору "Сахалинской механизированной колонне" Александру Векличу — не повезло. Подрядчик, который был обласкан и вниманием, и деньгами, теперь пересчитывает свои деньги (в надежде не остаться полным банкротом) и государственные — выставленные ему в качестве претензий со стороны заказчика.

Интересна жизнь: еще в начале стройки автор и Веклич поспорили на ящик коньяка (идея была не моя, я не пью коньяк), что СМК аэровокзал не построит. СМК аэровокзал не построит, но у меня и в мыслях нет требовать с проигравшего приз. Во-первых, зачем мне ящик коньяка, а во-вторых, кажется, что Веклич теперь и бутылку купить не в состоянии. Аэровокзал его разорил.

— Решение об участии далось не просто и не сиюсекундно. Подходили к вопросу взвешенно со всесторонним анализом. На тот момент на Сахалине не было ни одной строительной компании, кроме нашей, с опытом исполнения сложных капиталоемких объектов, и это давало нам хороший шанс. Плюс мы свято верили в желание губернатора и ПСО осчастливить жителей области и всей страны появлением современного аэровокзального комплекса на дальних окраинах нашей необъятной Родины. Вера рухнула в конце 2019 года, надежда умирала дольше.

— Поскольку, как это ни странно, аванс на строительство не предусматривался, пришлось начинать стройку исходя из собственных оборотных средств с последующим привлечением кредитных организаций. Один из самых крупных — Сбербанк — взял финансовое шефство над строительством после глубокого анализа и, очевидно, тоже свято верил в порядочность ПСО. Контроль был жестким и не предполагал нецелевого бюджетирования. Все закупки были обоснованы и проверены. Самые крупные платежи шли на закуп основного оборудования, и тут нельзя было обойтись собственными средствами. К слову, часть оборудования до сих пор не оплачена заказчиком.

— Количество персонала варьировалось исходя из потребностей стройки. В пиковые моменты количество работников достигало 400 человек, в том числе порядка 100 работников привлеченных субподрядных организаций. Причем с добрый десяток субподрядчиков — сахалинские компании с постоянным штатом сотрудников.

— Пока цели и задачи заказчика и подрядчика совпадали, все шло по плану. Конечно, были сложности и проблемы, но они решались. Потом что-то пошло не так. Сменился губернатор, сменили руководство заказчика. Очевидно, кукловоды из Москвы стали дергать за другие ниточки, и местные куклы-марионетки растерялись и перестали понимать, что делать, пока им не подсказали готовое решение — публично облить грязью подрядчика, вывести стройку в режим недостроя, внести корректировки в проект с целью его коммерческой направленности и занизив стоимость уже построенного здания, передать стратегически важный объект в частные руки под всем этим вкусным соусом. Потом оказалось, что и в Москве согласия нет, и теперь имеем то, что имеем — очередной недострой с туманной перспективой стать действительно полезным объектом для Сахалина.

— Металл был заменен по ряду причин. Но прежде прошло согласование его замены. По факту проблема не в импортном металле, а в несовершенстве российского законодательства. Попробуйте хоть что-нибудь согласовать и вы поймете, о чем речь. А металл, в том числе из Кореи, неплохо зарекомендовал себя на других объектах, к примеру, в ТЦ "Рояль", "Орбита", "Плаза" и многих других. Корея оказалась "роднее" и ближе, чем российские производители и поставщики. Протащить через узкое горлышко Холмского порта тысячи вагонов — тот еще квест. Ни один российский завод не брался за такой огромный заказ за разумную стоимость и в надлежащие сроки. Ситуация была патовая, и опять заграница нам помогла.

— Первые трудности появились с самого начала строительства в результате недоработок проектной документации. Например, не был учтен вынос инженерных коммуникаций. Затем посыпались многочисленные корректировки проекта по инициативе заказчика (остекление магистральной галереи, навеса, навязывание поставщика системы обработки багажа, изменение технических характеристик лифтового, досмотрового оборудования, телескопических трапов, внутренней отделки на более дорогую, внедрение системы "Умный дом", устройство нового покрытия аванперрона, строительство капсульной гостиницы и т.д.).

Очень усложняло ход строительства активное вмешательство высокопоставленных чиновников ПСО. Используя административный ресурс, зампредседателя правительства Олонцев из совещания в совещание форсировал скорейшее заключение договоров на закупку дорогостоящего оборудования, обещая своевременную оплату и поддержку, не оставляя времени на надлежащее юридическое оформление этих решений.

Все производимые изменения заказчик обещал "узаконить" повторной Главгосэкспертизой. Но на сегодняшний день новая ПСД нам так и не выдана, а обещанная поддержка правительства обернулась необоснованной публичной травлей компании.

Но реальные проблемы начались со сменой руководства аэровокзала. Считаю, что уже тогда у заказчика и ПСО было принципиальное решение об остановке работ, глобальном перепроектировании объекта и расторжении действующего контракта с "СМК №68", так как 44-ФЗ крайне неудобен их фаворитам — "Аэропортам регионов". Все это время нас намеренно вводили в заблуждение обещаниями оплатить выполненные работы после прохождения Главгосэкспертизы и продлить действие контракта. По факту объем разрешенных работ был сведен к минимуму, никакие технические вопросы не решались, а выполненные работы по надуманным причинам не принимались и не оплачивались. Мы пошли на мировое соглашение только для того, чтобы не попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Мы уже были в нем, но благополучно отбились в судах. Все остальные вопросы — по деньгам — будем решать в судебном порядке.

— Ответить на этот вопрос может только тот, у кого есть сведения о конечной обновленной стоимости проекта. Нам документация, прошедшая экспертизу в полном объёме, так и не была предоставлена.

— Вопрос странный. Как можно вернуть то, что не давали? Ну и аппетит у ПСО приходит во время еды, цифры постоянно меняются. Крайний вариант — 500 млн рублей.

— Во-первых, Сбер выступил гарантом, предоставив банковскую гарантию под контракт. Во-вторых, СБ одобрил "Мехколонне" кредит для целей строительства. В-третьих, банк контролировал все финансовые операции по контракту, проверяя целевое расходование бюджетных средств. Больше ничего сказать не могу, но долг большой. Но я мог бы погасить его еще в прошлом году, если бы стройка шла по плану.

Людей мы не то чтобы уволили — мы потеряли высококвалифицированных специалистов. Люди сами прекрасно понимают, что если нет перспективы в "СМК-68", нужно искать другие компании, которые пока на плаву. А их все меньше и меньше. Всего потеряно 250 человек с начала 2020 года. Остался костяк инженерно-технических работников, часть рабочих. Всего на сегодняшний день в штате 400 человек.

— В сложившейся ситуации как на Сахалине, так и в России будущего нет не только у "Мехколонны". Без достаточного достойного финансирования не выживет ни одна компания, задействованная на объектах с бюджетированием из средств области или муниципалитета. Перспективных аукционов по строительству объектов не проводится в принципе, а те единичные, что объявляются, вызывают ажиотаж и резкое снижение стоимости с плачевными результатами в итоге.

В принципе, что такое "Мехколонна" или другое строительное предприятие? Это, прежде всего, люди, кадры. Нет кадров — нет предприятия. В настоящее время зарплата хорошего бульдозериста сопоставима с зарплатой руководителя среднего звена — прораба или начальника участка, у которых заведомо больший уровень ответственности и профессиональной подготовки. Это происходит из-за острого дефицита квалифицированных и имеющих опыт механизаторов, плотников, бетонщиков, сварщиков и других строителей. Молодежь охотнее идет в менеджеры, чем в строители, старые кадры выбывают без адекватной замены.

Еще одна проблема строительной отрасли на Сахалине — это островное расположение. Основной поток грузов железнодорожным транспортом шел через паромную переправу. И несколько специальных паромов обслуживало этот путь. Что происходит сегодня, видно из новостей про Холмский порт.

На сегодняшний день эти проблемы правительством не решаются, бизнес не получает должной поддержки со стороны власти, а все потому, что с 2015 года правительство Сахалинской области возглавляют московские ставленники и им чужды проблемы региона. На мой взгляд, основой целью их деятельности является лоббирование интересов столичных олигархов. Сахалинский строительный бизнес находится в глубочайшем кризисе.

— Очевидно, будущее аэропорта скопирует ситуацию с вышеупомянутым морским портом. Передача в частные руки транспортной артерии чревата печальными последствиями. Если на материке можно выбрать другой транспорт, то здесь мы все будем заложниками владельцев аэропорта. Это явное преступление — передавать в частные руки стратегически важные объекты именно на острове, отрезанном от материка. Аэропорт, скорее всего, повторит судьбу пустующих торговых комплексов, превратится в своего рода памятник времен правления нынешнего ПСО и губернатора.

— С нынешним руководством области — однозначно нет. ООО "Сахалинская мехколонна №68" на протяжении 56 лет строила и ремонтировала линии электропередачи по всему Сахалину, строила объекты здравоохранения, очистные сооружения для города, жилые дома для жителей. И, собственно, аэровокзал возводили, в первую очередь, для сахалинцев, а не в угоду московским олигархам и пришлым губернаторам. Область потеряла крупного налогоплательщика, заказчики потеряли проверенного временем подрядчика, простые люди потеряли работу. Старейшее предприятие вошло в историю Сахалинской области и заканчивает свой путь так трагично...

Я хочу поблагодарить всех наших партнеров, принимавших участие в строительстве этого объекта, за их добросовестность, профессионализм и порядочность. Желаю вам успешно, с достоинством пережить все нынешние трудности и продолжать работать на благо нашего города и региона.

P.S. В 2019 году "Сахалинская механизированная колонна №68" отметила 55-летие. К этому событию был снят видеоролик, в котором пока еще все хорошо. Специалисты-строители СМК, наверное, без работы не останутся, но все сложности местного строительного комплекса еще впереди. Бюджет все меньше, а желание жить хорошо у приезжих никуда не денется: они прибыли к нам, чтобы его воплощать. Зайдет "ПИК", "Аэропорты", еще кто-нибудь... Один плюс — турпоток в туркластеры можно будет обеспечить и за счет них. Не всегда же им работать, когда-то и отдыхать нужно. Плавучая баня подойдет?

Источник