Держи парковочный карман шире
В Южно-Сахалинске примерно 93-94 тысячи машин. То, что парковочных мест не хватает, никакая не новость, но это — заданные координаты, действовать в которых можно по-разному. Даже в имеющихся неидеальных условиях за каждым остается выбор: припарковаться по правилам, чтобы и другим хватило места, или поставить свою машину так, как будто она пока маленькая и площадка создана специально для нее "на вырост".
Руководитель АНО "Наш город" Василий Вишневский в течение трех последних лет из интереса фотографировал претендентов на победу в конкурсе "Я паркуюсь, как…", если бы такой проводился. На этих фотографиях можно увидеть много интересного, но они все же архивные, поэтому Sakh.com вместе с Василием прокатился по центру Южно-Сахалинска в поисках свежих иллюстраций. А заодно узнал, сколько парковок и где построят в ближайшие годы, почему проект двора без машин далеко не уехал и чем город не хочет расстраивать туристов.
Парковочная тема — сложная, ее нельзя однозначно решить увеличением количества мест, считает глава "Нашего города". Если посмотреть, как паркуются южносахалинцы, становится понятно, что хаос (или хаосятину, как говорит Василий Вишневский про городское пространство в целом) в значительной мере порождают они.
— И так делают все, независимо от пола, возраста, уровня дохода, — делится наблюдением урбанист. — Кому как нравится, тот так и ставится. Думают только о себе, любят только себя. Да, есть места, где без нарушения не припаркуешься, иногда и с нарушением не припаркуешься, но все-таки часто каждый думает только о себе, даже если имеется разметка, нет других машин и есть возможность использовать пространство рационально.
Вариантом устранения объективной нехватки парковочных мест могут стать платные паркинги, и у города есть планы на этот счет. Ими с корреспондентом Sakh.com поделился главный архитектор Южно-Сахалинска Максим Ефанов.
Сейчас на территории областного центра есть три земельных участка, образованных под строительство крытых многоуровневых парковок. Еще девять участков только планируются к образованию, но территориально обозначены.
Сначала о первых трех. Одна парковка уже строится "Сахалин-Инжиниринг" на Детской, 1в. Земельный участок площадью 3892 кв. метра находится в аренде компании по договору от 2017 года. Строительство завершат в 2020 году. Парковка рассчитана на 300 машиномест. Источник финансирования — средства инвестора в рамках концессионного соглашения с ОАО "Сахалин-Инжиниринг". В этом районе, объясняет Максим Ефанов, парковка нужна давно: здесь гимназия №3, новостройки, парк, зоопарк. Планируется, что тарифы будут доступными.
Остальные два участка, уже образованные для строительства, только планируется предоставить в аренду.
Один из них находится на улице Железнодорожной, 19. Его площадь — 688 кв. метров. Инвестор из республики Саха (Якутия) — ООО "Саха-Паркинг" — готовит предпроектную документацию. Эта компания и станет арендатором. На создание проектно-сменой документации понадобится полгода. Срок создания объекта — 2021 год. Здесь будет 50 машиномест.
Еще один земельный участок расположен на проспекте Мира, 55. Это чуть севернее микрорайона "Эдем", не доезжая улицы Пионерской. Площадь участка — 1082 кв. метра. Инвестор тот же, сроки разработки ПСД и строительства — те же.
Остальные девять участков, заложенные в программе "Развитие парковочного пространства на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" на 2019-2025 годы", пока только формируются, под них готовится документация. Вот эти места:
Все это будут многоуровневые парковки.
Открытые паркинги тоже планируется делать, но с этим сложнее. Город уже застроен, свободного места мало, поэтому получится обустраивать разве что парковочные карманы на реконструируемых улицах. Большие открытые места для парковки авто имеются рядом с ТЦ, ПСО и прочими крупными объектами. Земельных участков, сформированных именно под муниципальные парковки, в городе нет.
— Сейчас министерство строительства области вносит изменения в региональные нормативы, пересчитывает количество машиномест на одну квартиру, — сообщил Максим Ефанов. — Хотят увеличить этот параметр. Это ляжет в основу разработки проектов на строительство жилых домов. То есть возле новостроек будет больше парковочных мест. А вообще парковка должна находиться на расстоянии не далее чем 800 метров от дома. Но многие, конечно, хотят, чтобы она была намного ближе.
И тут переходим к вопросу стихийной парковки во дворах.
Василий Вишневский уверен, что от машин во дворах можно было бы отказаться, сделав пусть не все, но многие дворы (или для начала хотя бы один двор) уютными, красивыми, а главное безопасными. Но, столкнувшись с реакцией жильцов дома напротив СИЗО на проспекте Мира, Василий понял, что он, наверное, неисправимый идеалист, пусть и мыслит вполне реалистично. Он бесплатно разработал пилотный проект двора без машин, причем сделано это было по просьбе самих же жильцов домов напротив СИЗО, образующих большой квадрат, внутри которого вечно все заставлено автомобилями. Убрав их, можно было бы создать двор-сквер, как за "Зодчим" на Комсомольской. Но идея двора без машин не была реализована, дальше "дорожной карты" дело не пошло. А все потому, что жильцы одного из домов, чьи окна выходят прямо на следственный изолятор, выступили против. Машины из двора планировалось вынести на площадку вне квадрата домов с этой стороны. Сейчас здесь просто растет трава. Парковку можно было бы сделать цивилизованно, говорит Василий Вишневский, отделив ее от дома рядом деревьев или вообще озеленив по периметру. Но противники идеи победили с аргументом, что не хотят смотреть из окна на парковочную зону. То, что они смотрят на СИЗО, их не смущает. Еще один довод — машину не видно из окна. Но можно оборудовать парковку камерами.
— Я там столько всего наслушался про себя и свой проект, что желание заниматься чем-то подобным почти пропало. Ну нравится людям видеть двор, в котором ничего толком нет, одни машины. Не хотят они, чтобы их дети гуляли в красивом и безопасном дворе, что ж поделать. Хотя у них совсем недалеко от дома есть платная парковка, они ставят авто буквально у подъездов. В Японии нормально, если парковочное место совершенно не рядом с домом, а у нас норма, когда ты ставишь у крыльца. Во дворах много пространства, просто закатанного в асфальт. Его можно было бы использовать с большей фантазией и эффективностью, но у большинства людей пока другие, автомобильные приоритеты, — говорит Василий Вишневский.
Во дворе, который так и не стал двором без машин, живут 700 человек, из них 200 детей. И здесь 150 автомобилей. В итоге победил транспорт.
Но примером еще большей "замашиненности" может служить другой двор — длинный, огибающий детский сад "Малыш" в 9 микрорайоне.
Он, кажется, самый транзитный в городе, и люди здесь категорически против того, чтобы что-то менять. Может, они просто не знают, как может быть хорошо, потому что ни одного реального примера двора без машин у нас так и нет, а по картинкам и схемам мало что понятно? Василий Вишневский разрабатывал концепцию для этого двора и тоже предлагал вынести автомобили за его границы. Люди были против.
— Хотя тут не двор, а просто дорога, машины чуть ли не в подъезд заезжают. Здесь 32% детей, хотя в среднем в южно-сахалинском дворе их 18%. И ничего толком для детей нет, кроме маленькой детской площадки. Я просто не понимаю логику людей, — говорит Вишневский.
В городе, считает руководитель АНО, есть места для создания муниципальных парковок, а не просто карманов вдоль дорог. Для этого можно использовать придорожные пустыри на проспекте Мира, представляющие собой большие газоны, если не сказать луга, и не выполняющие никакую задачу. На них можно было бы сделать недорогие платные парковки с ценой, скажем, 500 рублей в месяц. В российских городах такое практикуют, а деньги от подобных парковок направляют на создание новых скверов.
На бесплатные места на таких парковках могут претендовать многодетные, инвалиды и прочие категории льготников. Кстати, на крытых парковках, о которых говорилось в начале, для них точно будут бесплатные места.
Но город не в восторге от идеи переделать хотя бы один придорожный газон в парковку. Аргумент — это испортит впечатление гостям острова, которых возят по проспекту Мира, входящему в туристический маршрут.
Как будто парковки возле торговых центров, рынок "Янтарь" и виды, подобные вот этому, его не портят.
— Эти парковки можно сделать красивыми с учетом мирового опыта. Да даже российского, потому что когда я говорю: "Давайте сделаем, как в Японии", все сразу: "Пффф, у нас тут не Япония". Хорошо, тогда есть Екатеринбург, Новосибирск. У нас в стране достаточно положительного опыта, — говорит директор "Нашего города".
Подводя итог — ждем крытых парковок, смельчаков-первопроходцев, согласных превратить свой двор в двор без машин, и туристов, которые, проезжая по проспекту Мира, помашут руками и на ломаном русском прокричат из окна: "А где хоть один приятный взгляду паркинг? Мы не против его видеть!". Уже сегодня понятно, какие ожидания автолюбителей и пешеходов, тоже живущих в переполненном автомобилями городе, сбудутся (хотя бы часть запланированных крытых паркингов точно построят), а какие пока останутся под вопросом (дворы без машин). Но, как в любой ситуации, на которую нельзя повлиять, можно сделать свой локус контроля внутренним и постараться рационально использовать то, что есть.