Большое тонино-анивское кольцо
Лето — пора для путешествий. Кто-то выезжает на курорт, кто-то — на материк к родственникам, а кто-то, как и мы, объезжает своенравные дороги Сахалина, устремляясь в лес, к морю.
На часах десять утра. Морось. "Дворники" неутомимо сметают капли влаги с лобового стекла. У природы нет плохой погоды…
На Тонино-Анивский полуостров едем двумя машинами. Северная оконечность полуострова — мыс Свободный (Тонин), юго-восточная оконечность — мыс Анива. Длина — 90 км, ширина — от 3 до 19 км.
Маршрут: Южно-Сахалинск — с. Охотское — м. Великан — м. Грозный — м. Острый — м. Спокойный — м. Веселый — м. Птичий Нос — озеро Птичье — с. Новиково — Южно-Сахалинск. В течении дня предстоит пройти около 230 км. Из них две трети по бездорожью.
За Охотским асфальт заканчивается. Иван проверяет связь со второй машиной. Включает навигатор. Уменьшает давление в шинах для лучшей сцепки с грунтовкой. Он студент заочного отдаления СахГУ, профиль "Физическая культура". Страсть к путешествиям у него давняя — с детства.
В машине кроме нас Евгения, Инна, Виталий.
Часть пути до мыса Свободного едем песчаным пляжем. Сворачиваем в лес. Навстречу проехали несколько автомобилей.
─ Джиперское движение — это прежде всего взаимовыручка... Встречные машины раньше всегда останавливались где-бы то ни было. Водители выходили, чтобы обменяться мнениями, предупредить об опасностях. Сейчас мимо летят... Машин стало больше, а каких-то важных жизненных ценностей меньше. Сохранять их трудно. Те же поломки бывают у каждого — помощь нужна. Было не раз, еду в одну сторону — все нормально, обратно — что-то ломается.
─ Духов надо подкормить перед дорогой, ─ говорит Инна.
Инна и Виталий ─ северные люди. Родом из Некрасовки Охинского района.
Вспомнилось одно из давних путешествий по Якутии. Там есть священные места, где люди, отправляясь в путь, останавливаются и оставляют "подарки" местным духам — ленточки, сигареты, монеты, расчески и пр.
Случилось так, что на обратном пути мои спутники поторопились, чтобы успеть попасть на переправу на Лене. Не остановились, нарушили традиции… Через полчаса прокол колеса. Перед Леной сильный ветер начался, песок вверх поднялся. Настил шевелится на волнах, не въехать. Едва взобрались на паром, перестал работать фотоаппарат — восстановился лишь в Якутске.
Разговор о туризме.
─ С Алтая приезжала знакомая. Мне говорит: "Вы же у моря живете, в какую сторону не поехать — море… Это же так здорово. Всего много для туризма у вас. Деревья и те, не то, что у нас…", ─ рассказывает Инна.
─ На нашей большой планете не так много мест, как на Сахалине, где в пятнадцати минутах девственный лес, ─ соглашается Иван.
Иван и Евгения — супруги. Мечтают об автопутешествии на Байкал. Недавно прошли интересный маршрут — искали водопады… С собою тент, газовые баллончики, дождевики, тёплая одежда, рыбацкие снасти. Можно задержаться в пути на несколько дней, никуда не торопиться.
Земля промокла. Грязь охапками летит на кузов.
─ Принимает свой привычный вид. Чистый джип — "неправильный" джип. Если он чистый, значит, ты им не пользуешься, тогда зачем он нужен? У нас машина для леса, для путешествий…
Дорога на мыс Великан.
В топких местах видны настилы из стволов деревьев. Подобная культура строительства дорог восходит к началу русской колонизации острова. Так же строилась известная "колесуха" на Дальнем Востоке.
Путь к Великану занимает около трех часов.
Место посещаемое. Около десятка машин занимает террасу у моря. Кое-где стоят легкие тенты — от сырости. Дымят костры. Люди готовят еду. Рядом со взрослыми дети.
Когда-то здесь стоял каменный знак с названием находившегося здесь японского населенного пункта, но однажды камень исчез.
Предметы Карафуто активно собираются сахалинскими коллекционерами-любителями и не только.
Час на прогулку. На скалах птицы. В период миграции их число здесь значительно увеличивается.
Сам мыс Великан находится в полутора километрах к югу от традиционного места стоянки туристов и является памятником природы регионального значения.
С веток деревьев падают капли дождя. Сопки прикрыты облаками. Температура воздуха 14-15 градусов, безветренно.
Можжевельник на склоне, цветы шиповника, кедровый стланик. Встречаются багульник, брусника, лишайники.
Прибрежные горы снижаются по мере продвижения с севера на юг. Практически все мысы каменистые, завалены крупными глыбами.
Натруженные постоянной борьбой с ветрами, стоят жилистые, с искривленными стволами пихты и ели.
На развилке короткая остановка. Иван связывается с Евгением — водителем второй машины, чтобы уточнить маршрут.
Одна дорога ведет на запад, к Буссе. Вторая — на юг по Тонино-Анивскому хребту к озеру Птичьему.
Отправляемся в сторону озера и сразу попадаем в густой туман. Каменная осыпь — острые обломки на дороге. Видимость 10-15 метров. Приходится останавливаться, чтобы разглядеть очередной поворот.
По сторонам глубокие обрывы. Кажется, что мы едем среди облаков.
В какой-то момент рядом с колесом появилась и пропала верхушка ели.
Иван сокрушается по поводу того, что из-за густого тумана я не увижу сверху замечательную панораму полуострова.
Скорость передвижения заметно снижается. Евгения перед глубокой канавой с наброшенными поверху расползающимися жердями выходит из остановившейся машины и указывает безопасное направление движения.
Полагаю, что дорога строилась японцами. По ней на лошадях они вывозили лес. Вероятно, она была нанесена на карты военных — японских и наших. Сейчас дорога служит лесникам, рыбакам, туристам.
Встречаются рыболовецкие станы в распадках у моря.
Один из них вполне добротный рыбацкий поселок, с несколькими домиками, лодками и причалом. На другом — поменьше — рабочий рассказал об ограничениях вылова горбуши. Над станом круто вверх поднимается медвежья тропа.
На воде под боком у камня с частоколом из птиц — сетка с желтыми поплавками.
Ещё один стан вообще пустой. На травянистой поляне остатки склада для сетей и техники. Рядом металлический короб — внутри два деревянных топчана, печь из половинки металлической бочки. Дверь снаружи приткнута доской. Неподалеку видавший виды вагончик — ещё один жилой угол.
С краю на дороге распахнутый настежь шлагбаум. Когда-то он запирался крепким замком на якорной цепи. Тут верховодил сторож — смотритель, пропуская туристов через территорию предприятия за сигареты и водку, да и то не всякого…
─ Было, что машины лебедками туристы поднимали по склону, вон там за станом, чтобы проехать дальше по побережью.
Перед Птичьим озером спускаемся к морю. Дороги тут нет совсем. Машины идут по песку, каждая по своей траектории, оставляя глубокие колеи. Птичье озеро находится на восточном побережье Тонино-Анивского полуострова между мысами Птичий Нос и Менапуцы и соединяется с морем протокой. Иногда ее замывает во время штормов, и её можно благополучно преодолеть по образовавшейся плотине-перемычке шириной 50-100 метров, как и на этот раз.
─ Несколько лет назад мне пришлось вернуться в город обратной дорогой. Протока была открыта, и проехать было невозможно.
На берегу японские чаны для засолки рыбы. Они наполнены дождевой водой. Крепкий бетон крошится от времени.
Огибаем озеро с юга. Оно открывается частями, постепенно — своими удивительными заливами и отмелями. Озеро Птичье издавна посещается туристами. На берегу озера у тригопункта фотографируемся.
На часах около шести часов вечера. Дорога у озера с большими промоинами. Вскоре она вообще превращается в реку, текущую среди леса. Двигатель парит, и приходится останавливаться.
─ Было, что вода поднималась над капотом, попадала в кабину. Впору брать с собой весла, ─ шутит Иван.
У озера несколько жилых строений, в которых живут и занимаются хозяйственной деятельностью люди.
Едем в западном направлении. Впереди остатки производственного комплекса. В советское время здесь были карьеры, в которых добывали уголь. Но после того, как шахту забросили, карьеры наполнились дождевой водой. Из-за высокого содержания германия вода в карьерных озерах бирюзового цвета.
Вот и Новиково на берегу залива Анива. До 1947 года поселок назывался Оямамбэцу.
Дорога от Новиково до Южно-Сахалинска пролетает быстро.
Середина лета.