Благоустраивать должен кто-то один: Дирекция общественных пространств возьмёт на себя основные функции по преобразованию Владивостока
Со следующего года Дирекция общественных пространств, скорее всего, получит часть полномочий управления дорог и благоустройства. Закупка малых архитектурных форм и общее стилистическое оформление парков, скверов, пешеходных зон и других мест рекреации станет задачей единого оператора вместо нескольких несвязанных управлений мэрии.
Муниципальное автономное учреждение «Дирекция общественных пространств Владивостока» решило публично ответить на многочисленные вопросы представителей СМИ и горожан о преобразовании города, ответственности за гранитные скамейки и приобретение дорогостоящего сценического оборудования. О том, какие парки были отремонтированы, а какие обновят в следующем году, читайте позже в материале VL.ru об итогах благоустройства – 2020.
Скандал с гранитными скамейками и пластиковыми кашпо, который разгорелся в этом году во Владивостоке, стоил должности вице-мэру Сергею Русских, который курировал управление дорог и благоустройства. Вместе с этим в городе было решено создать специальный архитектурный совет и управление туризма, общественных инициатив и городской среды.
«Функция благоустройства была возложена на много управлений, и каждое из них работало в рамках своего понимая, как это должно выглядеть – это будет меняться, – сказал и.о. начальника Дирекции общественных пространств Салават Галиев. – Скандал с лавочками привёл к тому, что на данный момент в городе создан Общественный совет, куда вошли активные горожане, архитекторы, члены профессионального сообщества. Будет некий фильтр, даже и для нас, который будет принимать решение от лица горожан. Внутри муниципальной системы будут произведены кардинальные изменения. В части благоустройства функции будут переданы новому управлению – управлению туризма, общественных инициатив и городской среды. Оно заработает с Нового года. И мы, скорее всего, будем работать с ним, будем принимать решения. Я думаю, это правильно. Всё будет централизовано, и само принятие решений, и ответственность за них».
В рамках законодательства общественные советы имеют лишь право давать рекомендации. Но с учётом того, какой резонанс вызывают во Владивостоке различные вопросы благоустройства, у этих рекомендаций будут самые высокие приоритеты и восприятие.
Ещё один недавний скандал – камеры видеонаблюдения, которые установлены в новых скверах. Жители Владивостока боятся, что их персональные данные могут быть использованы третьими лицами – ведь фотографии посетителей парков были в презентационных материалах дирекции.
«Согласно федеральному законодательству, мы никаких законов не нарушаем, – объяснил Салават Галиев. – В общественных местах камеры присутствуют. Те материалы, которые были размещены в СМИ, это презентация, которую нам предоставил наш оператор. В рамках презентационных мероприятий было показано, как работают эти инструменты. И та аналитика, которая будет сниматься с этих камер, она хранится под семью замками в базе данных. Доступ к ним ограничен. Мы будем работать лишь с обезличенными данными, которые будет давать нам система: сколько человек посетило, какой возрастной тренд, какое у них было настроение, гендерный состав. Закон здесь не нарушается. Это будет работать на безопасность жителей. Не исключаю, что через несколько лет в эту систему будет погружён весь город. Это та история BigData, которая работает во всём мире. Даже наши телефоны собирают такие данные. Нам для работы с бизнесом, с партнёрами эта аналитика нужна. Чтоб вы понимали – никакого бюджета, даже в Москве, не хватит, чтобы содержать территории. Всё равно нужны дополнительные вливания».
Набережная в бухте Аякс будет построена в следующем году. Она станет единым пространством с Университетской набережной, которую передали дирекции в оперативное управление. Переход от одного пространства к другому будет естественным образом обыгран.
«Университетскую набережную нам передали, мы с ней будем работать. Это будет единый комплекс с набережной Аякс. Мы проявили такую инициативу, в частности, потому что у территории огромный потенциал. Каждый год там проводится Восточный экономический форум, туда приезжают гости, но форум заканчивается, а территория остаётся горожанам. Однако у каждой территории должен быть хозяин. И мы хотим интегрироваться во все процессы и понимать, что там вообще происходит. Как будет пространство жить после форума? В каком состоянии? У нас есть общий проект, надеемся, в следующем году реализуем», – говорит Салават Галиев.
Что касается закупки светового, звукового и прочего оборудования на 135,5 млн рублей, в данном случае дирекция выступила исполнителем.
«Решение по поводу закупки принимается не нами. Учреждение было создано в феврале, а инициатива о приобретении оборудования была принята ранее, исходя из опыта проведённых мероприятий. Части оборудования в городе в принципе не было – трибун, например. Изъявили желание приобрести трибуны. Доукомплектовать или обновить существующее оборудование. Существующему уже 10 лет. Есть определённый износ. Деньги – краевые, но откуда конкретно пришло распоряжение, мне неизвестно. Средства спустили городу, город передал нам. Выставили техническое задание, мы провели закупку. Для формирования закупки была привечена консалтинговая компания», – объяснил Галиев.
Консалтинговая компания, ООО «ФКГ Развитие 2000», зарегистрированная во Владивостоке, не имеет действующих контрактов с городской или краевой администрацией, согласно данным системы ИАС Seldon.Basis. Тем не менее, именно они предложили объединить всё оборудование в единый лот, а не дробить на разные закупки, что позволило бы наверняка сэкономить. Старое оборудование, которое в данный момент находится на балансе ВПЭС, также будет передано дирекции. Его будут или использовать по прямому назначению, или продадут. Сдавать в аренду планов нет.
«Сформировано новое штатное расписание, которое включит в себя специалистов по техобслуживанию этого оборудования. Оно ждёт утверждения. Если его не утвердят, то мы, возможно, создадим новое юрлицо, которое будет специализироваться на работе с этим оборудованием. И все дивиденды пойдут в городскую казну. В штате сотрудников пока нет. Есть сотрудники по событийному наполнению, но, уверен, эту пустоту мы заполним. Задачи отдать в аренду или на аутсорс, не стоит», – говорит Салават Галиев.
Что касается закупок на новогоднее оформление «задним числом», то подобная процедура возможна при работе по 223-ФЗ. В случае если закупка проводится у единственного поставщика, она оформляется внутри Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС), такие закупки не отображаются в поиске. Законодательство и сама система допускают публикацию уже проведённых закупок через три дня. Однако 223-ФЗ «О закупках» помогает быстрее проводить торги, а также более чётко выставлять критерии для будущих подрядчиков.
«Сезон у нас короткий, задачи масштабные, деньги федеральные, а мы все находимся под пристальным вниманием общественности, – констатировал Салават Галиев. – Конкурсные процедуры помогают оперативно принимать какие-то решения и реагировать. Пример Владивостока сейчас активно обсуждается в других субъектах Российской Федерации. У нас есть коллеги, которые постоянно общаются на форумах и в программах, которые проводятся в разных регионах, и там достижения Владивостока ставятся в пример. Не исключено, что подобные нашему учреждения будут в течение полугода созданы в других субъектах».
За неполный год работы Дирекция получила два протокола об административном правонарушении, оба – от УФАС по проведению торгов. Однако в учреждении не считают это особо пристальным вниманием, закупок проводилось гораздо больше, и никакие, кроме торгов на оборудование и проектирование набережной Аякса, не вызывали вопросов у антимонопольщиков.
«Мы, хоть и маленькое учреждение, но довольно гордое – более полумиллиарда рублей в этом году через нас проходит. И среди всего числа закупок мы получили два замечания от УФАС – первые торги по сценическому оборудованию и по закупке на проектирование набережной в Аяксе. В первом случае было расторжение контракта. Во втором – было решение УФАС внести изменения в конкурсную документацию. Мы это решение исполнили, но эту закупку нам пришлось отменить, потому что было понятно, что мы не уложимся в сроки. Что касается того, что мы сперва закупку продлили, а потом снесли, то есть законодательство – сначала исполняется решение УФАС, а затем предпринимаются иные действия», – уточнил Галиев.
К концу сентября в работе дирекции было 45 общественных пространств. Их принимают по обращениям жителей. Получая просьбу или вопрос о благоустройстве, учреждение анализирует территорию – чья это земля, есть ли на ней судебные ограничения и так далее. Если всё юридически чисто, то начинается процедура передачи территории в оперативное управление. И после этого начинается уже проектирование. По словам Салавата Галиева, после любого обращения о том, что где-то надо делать парк, всегда начинается процесс передачи. На данный момент дирекции передали уже более 30 пространств.
«Мы всем ответим, в какие сроки начнём проектирование. Мы стараемся объять необъятное, всё фиксируется и отражается в работе», — подытожил глава Дирекции.