Безнала нет: в большинстве автобусов Владивостока до сих пор нельзя оплатить проезд картой
Система безналичной оплаты проезда до сих пор работает далеко не в каждом автобусе Владивостока. Отправляясь на работу или учебу, горожане по-прежнему вынуждены искать мелочь, а ушлые иностранные водители предлагают переводить деньги на их личные карты или пополнить баланс телефона. Корреспонденты VL.ru проехали в общественном транспорте и проверили, на каких маршрутах в столице Дальнего Востока можно расплатиться безналом.
Раннее утро, горожане спешат по своим делам, автобусы зачастую переполнены. Подходя к выходу, пассажиры, иногда держась буквально за воздух, отсчитывают 23 рубля. У некоторых мелочь на проезд – единственные наличные деньги, ведь сейчас практически везде есть возможность расплатиться картой.
«Я уже давно везде расплачиваюсь телефоном. В тех магазинах, где не терминалов, обычно предлагают перевести на карту через приложение. Да даже на рынке уже есть безнал. Вот только для автобусов и приходится пару сотен снимать, таскать копейки в карманах», – рассказывает пассажирка Оксана.
К слову, безнал в некоторых автобусах Владивостока все же есть. Устанавливать терминалы в общественном транспорте начали в 2018 году. Занимался этим ПАО «Сбербанк». Среди показательных маршрутов, где без проблем можно расплатиться банковской картой, смартфоном, «умными часами», – № 40, 90, 62, 3. Есть терминалы на маршрутах № 4, 41, 68, 60 и 15. Одними из первых запустил систему электрический транспорт – трамваи, троллейбусы и фуникулер. Но затем что-то пошло не так. Терминалы так и не появились на всех городских маршрутах до конца прошлого года, как обещала мэрия.
«В прошлом году звучали торжественные обещания организовать повсеместно оплату картой проезда в автобусах. Сегодня моя супруга вынуждена была идти пешком с остановки «ТОВВМУ» до Постышева, так как ни в одном из семи проезжающих автобусов не было терминалов», – пишет в редакцию VL.ru горожанин Иван.
В конце января, по данным городских властей, во Владивостоке безнал появился только на 23 городских маршрутах из 93. Еще на 34 маршрутах шел процесс установки оборудования, 14 к ней не подключились, а на остальные оборудование было передано, но еще не установлено. Тогда задержку объяснили длинными новогодними выходными, а также тем, что ответственные за принятие решения и подписание договоров представители автотранспортных предприятий находились в отпусках.
Однако спустя три месяца ситуация особо не изменилась. Так, например, в январе было объявлено, что в скором времени введут в эксплуатацию терминалы на маршрутах № 18 и 54. Корреспонденты VL.ru проверили по три автобуса на этих маршрутах и терминалов ни в одном не обнаружили. Зато стали свидетелями, как пассажиру, у которого не было с собой наличных денег, пришлось просить у прохожих мелочь на проезд, а в обмен перевести 23 рубля на карту. Чтобы быть объективными, мы специально проверяли разные автобусы в разное время. По результатам обхода мы обнаружили, что бесконтактная оплата так и не появилась на маршрутах № 8, 34, 31к, 23, 23л, 49 – ни разу на глаза нам не попался терминал, а водители лишь разводили руками на вопрос о безналичной оплате. А на маршруте № 31 терминал нашелся только в одном из пяти автобусов. Зато везде рядом с водителями по-прежнему лежат «ковры» под мелочь, а сдачу отсчитывают многие прямо на ходу.
К слову, не лучше обстоят дела и у муниципального перевозчика. На маршрутах № 98ц и 98д, которые обслуживает ВПОПАТ №1, даже появились крепления для терминалов, но самих устройств нет. Удивившись, мы решили проверить еще несколько автобусов на этих маршрутах, но везде увидели только крепления.
«Это не от меня зависит. Мне бы дали эти терминалы – я бы поставил», – объяснил водитель автобуса № 98ц.
А пока городские власти не могут наладить контакт с компаниями-перевозчиками по поводу внедрения безнала в общественном транспорте, водители автобусов решают проблему самостоятельно. Правда, не совсем легально – деньги за проезд они просят перевести им на личную карту или же пополнить баланс. Пассажиры, которые на соглашаются оплатить таким образом поездку, должны понимать, что делают это водители не по доброте душевной, а для своей выгоды – эти доходы идут на личный счет и почти наверняка не сдаются вместе с выручкой. Казалось бы, невелика потеря, однако представьте, сколько всего доходов проходит в автобусах мимо кассы, перевозчики недополучают официальный доход и заявляют о необходимости повышения платы за проезд.
Тем временем водители больше половины проверенных корреспондентами автобусов готовы были пойти таким образом навстречу пассажирам без налички – это маршруты № 49, 54а, 82, 16к, 38, 17, 7т, 55. Примечательно, что на последних шести рейсах в начале года объявлялось, что уже идет процесс установки необходимого оборудования для бесконтактной оплаты. Предложил расплатиться за проезд переводом на карту и водитель автобуса № 59, на котором терминалы, по данным мэрии, должны были стоять еще с прошлого года. При этом большинство водителей, которым можно было перевести деньги на карту, были против съемки их автобусов, а некоторые (как в одном из автобусов на маршруте № 23) вели себя агрессивно при виде корреспондентов. Кстати, по нескольку автобусов № 23 мы проверяли дважды – терминала не увидели ни в одном, однако, как нам сообщил один из пассажиров, на вечерних рейсах они иногда появляются.
К слову, по результатам опроса на VL.ru, 47,8% читателей лучшим способом оплаты назвали единый проездной для всех видов транспорта, 35,8% предпочли оплату банковской картой и только 10,6% – наличными водителю или кондуктору.
«На работу я езжу с Баляева на 7т, обратно с центра на 16ц, терминалов нет нигде, приходится таскать мелочь, – рассказывает пассажир Станислав. – С нетерпением жду, когда наконец у нас введут хотя бы безналичную оплату, о нормальной системе проездных как, например, в Сеуле, я уже и мечтать не смею. У меня, честно говоря, и по поводу повсеместного внедрения безнала огромные сомнения. Все эти перевозчики, которые годами не обновляют парк, нанимают известно кого в качестве водителей, не ездят после девяти вечера, но при этом лоббируют регулярное повышение цен – самая обычная мафия, это все понимают. И просто так от огромных шальных денег они не откажутся. Спасут только большие штрафы и разрыв договоров на перевозку со злостными нарушителями. Но мэрия, мне кажется, на это не пойдет, тут огромная воля нужна, проще оставить как есть».
Оценив общественный транспорт столицы Дальнего Востока, становится стыдно перед тем же соседним Хабаровском, где безнал есть абсолютно во всех автобусах, а заплатить за проезд картой – уже привычное дело для горожан. Или взять небольшой Благовещенск, где бесконтактную оплату начали вводить еще с 2017 года, а сейчас терминалы можно увидеть рядом с водителем или у кондуктора. Когда все автобусы Владивостока перейдут на уже далеко не новые технологии – вопрос открытый. С ним VL.ru обратился в городскую администрацию, результаты официального запроса мы сообщим своим читателям позднее.