Безэкипажный катер презентовали в Корсакове
Катер-робот, первый из подобных маломерных морских судов, был создан в корсаковском центре технического творчества молодежи "Техносфера". Проект, реализованный в рамках президентского гранта, является победителем всероссийских соревнований по морской робототехнике во Владивостоке и уникален не только для Дальнего Востока, но и для России в целом. Презентация катера прошла 9 октября неподалеку от села Пригородного, сообщает ИА Сах.ком со ссылкой на корсаковскую администрацию.
По словам руководителя "Техносферы" Александра Пыркова, создан "Сивуч" для практических целей гидрографии. При наличии специального оборудования (гидролокаторы бокового обзора, эхолот и т. д.) этот катер, двигаясь с малой скоростью на автопилоте, может с большой точностью проводить различные исследования, например, промеры глубин, залегание трубопроводов и получать качественный результат.
— Он может работать без остановки длительное время, только топливо доливай, а люди так работать не могут, — рассказывает о своем детище руководитель "Техносферы". — Он записывает всю поступающую информацию, а снять ее и использовать можно при возвращении катера в порт.
Морской робот имеет длину 4 м 40 см при ширине 1м 20 см, дальность хода в управляемом режиме составляет — от 5 до 20‑25 км, в зависимости от наличия прямой видимости и погодных условий. В неуправляемом режиме (автопилота) его дальность хода ограничивается только запасом топлива.
Максимальная скорость составляет 22 узла (чуть меньше 40 км/ч), минимальная — 2‑3 узла. Хорошую работу обеспечивает бензиновый инжекторный двигатель, удачно сочетающий в себе простоту эксплуатации, экономичность и надежность.
Как объяснил специалист, управляется этот робот с помощью автопилота: ему задается маршрут, по которому он и движется. Кроме того, на борту имеется спутниковая телеметрия, посредством которой можно отслеживать курс, скорость и местоположение объекта. Получается, что, даже сидя в машине, можно спокойно управлять катером при наличии интернета.
Отправить "Сивуча" в первое автономное плавание по маршруту Корсаков — Холмск планируется 12 октября в 4 часа утра. До этого морской робот провел ходовые испытания на переходе от Первой Пади до Пригородного и доказал, что вполне готов к плаванию на более длинные расстояния, правда, пока только в каботаже (то есть на удалении 5‑8 км от берегов).
Планируется, что до Холмска "Сивуч" будет идти порядка 8 часов и придет в порт к 14 или даже к 16 часам.
— Торопиться не будем, ведь нам надо не рекорды устанавливать, а проверить, как "Сивуч" будет вести себя во время перехода, — объясняет Александр Пырков. — Катер встретят наши специалисты вместе со мной и курсанты Сахалинского мореходного училища, которые живо интересуются новыми достижениями в области морской робототехники. Руководство училища планирует также ввести в учебный план курс по безэкипажному судовождению.