Без злодеев, но с экологическим подтекстом: каким предстал в Сыктывкаре новый «Яг-Морт»
Новую версию знаменитого балета «Яг-Морт» впервые представили широкой публике 15 апреля на предпоказе-репетиции в Театре оперы и балета республики в рамках фестиваля «Сыктывкарса Тулыс». Официально премьера назначена на 17 апреля, и театралам стоит к ней серьезно подготовиться.
Современная версия существенно изменила не только хореографию и подход к сценографии, но и ключевую мысль балета. Теперь это не история о торжестве человеческого разума над темными силами, а нравоучительная сказка с явным экологическим посылом – беречь, защищать и уважать природу. Подробности – в материале БНК.
«Яг-Морт» на музыку Якова Перепелицы – первый коми балет, он признан национальным достоянием республики. Сюжет основан на фольклорном предании о злом лесном человеке, в честь кого и названа постановка. Яг-Морт похищает у охотника Оксора его молодую жену Маду, оставив на руках отца дочь-малютку Райду. Спустя 16 лет лесной человек уже ее уносит в лес, хотя она собиралась стать женой молодого охотника Тугана. Завершается балет битвой человека и лесного монстра – последний повержен, а молодые влюбленные воссоединяются.
С момента премьеры в 1961 году произведение обросло четырьмя версиями, включая оригинал. «Яг-Морт» 2021 года – пятая по счету, приуроченная к 100-летию Коми. Для ее создания привлекли хореографа-постановщика из Москвы Александра Рюнтю, за дирижерским пультом – главный дирижер Театра оперы и балета Коми Роман Денисов. Перед созданием пятого «Яг-Морта» им обоим предстояла серьезная исследовательская работа.
Над клавиром 1961 года, а также над копией нот второй версии 1976 года несколько месяцев корпел Роман Денисов. Это было необходимо для того, чтобы новый балет не потерял своих «корней». В процессе не обошлось и без сложностей: копию рукописи Якова Перепелицы 1976 года пришлось читать с помощью зеркала, так как страницы склеились, а ремарки не было возможности прочесть по-другому.
Александр Рюнтю в свою очередь специально встречался в Москве с первой исполнительницей партии Райды Ольгой Коханчук. Она передала альбом с фотографиями о первом балете, видеокассету, объяснила, что и как делал хореограф Григорий Ваховский, как они работали с композитором Яковом Перепелицей.
Тем не менее ни постановщик, ни дирижер не ставили перед собой цель реконструировать первого «Яг-Морта». Им нужно было вдохнуть в него новую жизнь, отвечающую реалиям 2021 года. Здесь в дело вступил либреттист – оригинал Геннадия Тренева переработала балетный критик Екатерина Ширяева. Как следует из ее комментариев, начало 1960-ых годов, когда создавалась первая версия «Яг-Морта», было эпохой покорения природы. Человек не просто осваивал лес, он был завоевателем и победителем. Спустя 60 лет все кардинально изменилось - природа нуждается в защите. Поэтому современный «Яг-Морт» приобрел экологический посыл, который ярко демонстрирует трансформированный сюжет и новые судьбы героев.
Так хозяин леса Яг-Морт похищает не мать Райды, а отца – за то, что он нарушил священный закон леса и начал хвастать добычей. Эта сцена, в отличие от похищения невинной Мады в предыдущей версии, не делает заглавного героя злодеем. Развивает мысль о взаимоотношениях людей и природы отрывок с рассказом Старого Рыбака, где показывают жестокую охоту и рубку леса – ту обиду, нанесенную человеком всем обитателям пармы. Постановщики ставят перед зрителем вопрос, в чем причина жестокого поведения Яг-Морта? Дело в том, что в его дом-лес люди пришли как охотники и разрушители – они убивали животных, топорами вырубали деревья. Этим они стали его врагами, а, защищаясь, Яг-Морт стал их врагом.
Раньше балет рассказывал о торжестве человеческого разума над темными силами, которые представлены в балете Яг-Мортом и лесной колдуньей Ёмой, о всепобеждающей силе любви. Герои вступали в борьбу с лесным человеком, приносящим долгие годы только горе и страдание.
В современном же «Яг-Морте» нет плохих и хороших. Яг-Морт испытывает настоящие чувства к Райде, но похищает ее под влиянием Ёмы, у которой есть весомая причина ненавидеть людей из-за разрушения родного леса. Желающий спасти любимую Туган искренен, но слишком агрессивен и ретив – из-за его действий в итоге лес, являющийся домом для многих созданий, сгорает. Ситуация, казалось бы, безнадежная, но выход находит Райда. Она останавливает насилие над природой – встает между Яг-Мортом и Туганом, готовым его убить. Спасая хозяина леса, она меняет его отношение к людям и дает шанс на новое начало, которое знаменуется восстановлением леса. Яг-Морт выживает, с людьми заключен договор – мирно сосуществовать и беречь парму.
- Раньше акцент был на то, что человек завоевывал природу, был покорителем леса. Он приходил, вырубал леса. Сегодня лес нуждается в защите, и мы решили акцентировать внимание на этом, такова тенденция, - пояснил БНК Александр Рюнтю.
Поддержал счастливую концовку для своего героя и исполнитель заглавной роли Роман Миронов:
- В этой версии Яг-Морт - дух леса. Он должен остаться в живых, ведь за лесом кто-то должен присматривать, восстанавливать его, начинать новую жизнь
Экологическая повестка – не единственное следование современным тенденциям в «Яг-Морте» 2021 года. Большую значимость обретают женские персонажи, пояснил Александр Рюнтю:
- Посмотрите любой фильм или прочтите любую книгу – везде действует женский персонаж. Женщина вышла на первый план. И мы не могли игнорировать этот факт. Вывели женщину на первый план – Ёму, Райду и Маду. Это три ключевых персонажа, вокруг которых все вращается. Яг-Морт и Туган тоже самостоятельные персонажи, они действуют и развиваются, но при этом они ведомые.
Уникальность новой версии балета не только в ее смысловом наполнении. Если говорить о хореографии, то здесь постановщик сделал своеобразную ретроспективу. Артисты начали спектакль с пантомимы. Сначала они только ходили по сцене, и с развитием сюжета плавно перешли к танцевальному театру, народному и академическому танцам, после - к классическому балету. В завершении зрителя ждала неоклассика и современный танец. Все это добавляло двухактному балету с прологом динамичности.
Помня и уважая тот факт, что «Яг-Морт» - первый коми балет, постановочная группа большое внимание уделила деталям национальной культуры. Например, чувства Райды и Тугана вспыхивают во время ижемского Луда с хороводом невест, когда девушки танцуют с потенциальными женихами. В этот момент Туган накидывает на героиню красивый расписной пояс, демонстрируя симпатию, как делалось и ранее в деревнях. Даже в костюмах обозначили виды промыслов коми – охотник, рыбак, оленевод. У каждого из них был отдельный эпизод, где они демонстрировали ловкость и силу с стрельбе из лука, ловле рыбы и управлении упряжкой оленей.
Оформление сцены для балета было неожиданным и экспериментальными - впервые в Коми вместе с мягкими декорациями использовали мультимедийные. За их создание и видеоконтент отвечала московская студия X.O. Studio.
На экране за сценой транслировалось анимированное изображение деревни или леса – в зависимости от места действия. На флеш-тюль перед сценой передавали видеоряд метелей зимой или пожара во время битвы Тугана и Яг-Морта. Все это создавало эффект присутствия, как будто зритель находится внутри действия. Участвовал в создании сценографии этнофутурист Юрий Лисовский – часть его работ анимировали для пролога и рассказа Старого Рыбака.
На пресс-конференции перед стартом фестиваля «Сыктывкарса Тулыс» Александр Рюнтю назвал свою постановку «Яг-Морт» в эпоху Netflix и Tik-Tok». На вопрос корреспондента БНК получилось ли у него создать балет, соответствующей времени стриминга и социальных сетей, он ответил, что решать теперь зрителю. Премьерные показы «Яг-Морта» состоятся в Театре оперы и балета Коми 17-18 апреля.
БНК