Бензин не для всех: жители Приморья призывают власти разобраться с дефицитом, которого якобы нет

В редакцию VL.ru сообщают об отсутствии топлива в Приморском крае. Заправочные станции «ННК-Приморнефтепродукт», которые в некоторых населённых пунктах являются единственной заправкой в радиусе десятков километров, не отпускают АИ-95 и АИ-92. Где-то висят таблички «ремонт», но тут же заправляются машины госслужб.

Очередь в несколько сотен метров собралась перед заправкой ННК в Арсеньеве. По сообщениям операторов, здесь идёт ремонт, но заправляют по топливным картам машины госслужб, причём не только экстренные, но и те, с кем заключён государственный контракт.

«Это очередь на одной единственной заправке в Арсеньеве, – показывает на видео читатель. – Остальные заправки «Альянса» (старое название «ННК-Приморнефтепродукт». – Прим VL.ru) повесили таблички «ремонт» и не отпускают топливо. Отпускают только якобы государственным [службам], по госконтрактам и пошло-поехало. А людям с детьми, кто едет далеко в районы, заправляться негде. Каждая вторая машина по госконтракту – с канистрой».

Далее мужчина заходит со включённой камерой на телефоне в помещение АЗС и просит, чтобы ему продали 20-25 литров топлива. Операторы, которые тоже начинают снимать его в ответ, отказывают ему в продаже, говоря, что это «распоряжение администрации «Альянса».

Мужчина указывает, что, несмотря на табличку «ремонт», на колонках с АИ-92 и АИ-95 заправка всё же производится – причём автомобили заливают не только в баки, но также льют топливо и в канистры. Семья направлялась в Чугуевку, но не добралась до дома.

«Простояли только что на последней коммерческой заправке в Арсеньеве – и топливо закончилось. Теперь реально придётся искать, где ночевать с двумя детьми, не добравшись до дома. Искусственно создаваемый дефицит топлива вопреки заявлениям губернатора о десятидневном запасе! Олег Николаевич, вы сегодня на совещании говорили, что проблем нет, что у вас создан десятидневный запас топлива», – говорит мужчина.

О ситуации в Приморском крае сообщил зампреду правительства РФ по энергетическому комплексу Александру Новаку и глава «Российского топливного союза» Евгений Аркуша. Копия обращения есть в распоряжении редакции VL.ru.

«В этом году объёмы переработки нефти, производства и поставок высокооктановых автомобильных бензинов на внутренний рынок снижаются, плановые показатели, рекомендованные Минэнерго РФ, в полном объёме не выполняются, товарные остатки на НПЗ и ПНПО нефтяных компаний критически низкие. На многих базисах сбытовых структур нефтяных компаний наблюдается ограничение отгрузок предоплаченного товара, по товару, купленному на биржевых торгах, сроки отгрузки увеличиваются сверх установленного нормативного срока в 30 дней. Снижение производства привело к нарушению баланса спроса/предложения, в том числе и на биржевом рынке, резкому росту биржевых индикаторов, вслед за которыми повысились и мелкооптовые цены. В условиях недостатка предложения некоторые нефтяные компании покупают топливо на бирже в ходе основной торговой сессии, оказывая негативное влияние на рост биржевых индикаторов. С 21 декабря 2020 года по 22 января 2021 года биржевые индикаторы по автомобильным бензинам выросли примерно на 16%, или на 8000 рублей за тонну, а розничные цены выросли в соответствии с темпами инфляции, что привело к диспаритету оптовых и розничных цен. В этих условиях оптовые цены для розничных операторов практически сравнялись с потребительскими, а в ряде регионов даже превысили их. Особенно тяжёлая ситуация сложилась в регионах, моторное топливо в которые традиционно поступает с удалённых от них нефтеперерабатывающих заводов. Для примера, на сегодняшний день в Приморском крае оптовая цена топлива с учётом доставки превышает розничные цены от 1 до 3 рублей за литр в зависимости от базиса отгрузки. Диспаритет цен, к сожалению, уже сегодня вынуждает независимых операторов в ряде регионов поднимать розничные цены выше темпов инфляции», – говорится в обращении.

«Российский топливный союз» просит принять меры для стабилизации обстановки, в частности увеличить объёмы переработки нефти и производства автомобильных бензинов, увеличить нормативы продаж до 11% и 7,5% для бензина и дизельного топлива соответственно, ускорить реализацию принятого решения о субсидировании тарифов на железнодорожные перевозки автомобильного бензина и дизельного топлива до балансовых пунктов, расположенных на территории ДФО, а также ряд других.

Отметим, что УФАС по Приморскому краю посчитал заявление о диспаритете цен потенциальным нарушением. В заявлении главы «Приморского топливного союза» Владимира Чирскова, который сказал, что Дальний Восток – это единственный регион с таким положением дел, усмотрели потенциальное нарушение закона о защите конкуренции.

«В связи с публичным заявлением о прогнозе роста цен автомобильных бензинов на АЗС края, Приморское ФАС России выдало президенту «Приморского топливного союза» предостережение о недопустимости совершения планируемых действий (бездействия) в связи с тем, что такое поведение может привести к нарушению части 5 статьи 11 и части 1 статьи 11.1 Федерального закона от ФЗ «О защите конкуренции». Приморское УФАС России напоминает, что коммерческим и некоммерческим организациям запрещено осуществлять координацию экономической деятельности, кроме того, запрещены согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, если такая координация или такие действия могут привести, в том числе к установлению или поддержанию цен», – говорится в сообщении ведомства.

При этом никаких проблем ни в реальном росте цен на топливо, ни в сложившихся посреди зимы перебоях с поставками бензина антимонопольная служба не замечает.

Источник