Автомобилисты Владивостока жалуются на сбои в системе электронного техосмотра
С 1 марта в России заработала Единая автоматизированная информационная система технического осмотра (ЕАИСТО). Теперь проходить техосмотр необходимо «очно» – с посещением специализированного пункта, полным осмотром автомобиля по нескольким десяткам параметров, а также с получением диагностической карты и внесением её данных в систему. Но сама система до сих пор работает с серьёзными перебоями – владивостокцы вынуждены неопределённое время ждать получение карты для оформления ОСАГО, использовать без которого автомобиль нельзя.
Диагностическая карта необходима для покупки страхового полиса ОСАГО. Без него на автомобиле передвигаться нельзя, а новую машину даже не поставят на учёт. До 1 марта их обычно просто покупали вместе со страховкой, но даже те, кто ответственно подходил к этому вопросу и действительно приезжал на пункт ТО, получали заполненную бумажную карту и с ней уже оформляли страховку.
С 1 марта правила по их проверке ужесточили: была введена обязательная фотофиксация процесса, усилены требования к оборудованию, а вся информация должна вноситься в электронном виде в базу ЕАИСТО, которую ведёт МВД России.
Но с введением системы по всей стране начались сбои. Системы ЕАИСТО и Российского союза автостраховщиков (РСА), через которую оформляется 90% страховых полисов, не передавали данные, зависали и отключались. Участники страхового рынка надеялись, что всё наладится довольно быстро, тем более что премьер-министр Михаил Мишустин ранее распорядился отложить реформу пунктов ТО до 1 октября из-за коронавируса и на шесть месяцев продлил действие диагностических карт для тех, у кого они заканчиваются с февраля этого года. Получать карту нужно сейчас только тем, у кого машине в 2021 году исполнилось четыре года или у кого до 1 февраля закончилась карта. То есть основная масса автомобилистов получила отсрочку, но систему это не спасло.
«За последние два дня мы не оформили ни одной страховки, – говорит Елена, страховой агент. – До введения системы электронного техосмотра оформляли 10-15 полисов в день. С 1 марта начались серьёзные проблемы у всех. Страховка оформляется через систему РСА, техосмотр – через ЕАИСТО. Без выданной диагностической карты полиса не будет. А авторизоваться на ЕАИСТО не получается. Соответственно, машину не могут поставить на учёт, например».
Пройдя техосмотр, автомобилист должен получить на руки или на электронную почту диагностическую карту. Но из-за проблем с системой получить подтверждение сразу же владелец машины не может. Люди вынуждены ждать в течение неопределённого срока, пока получат карту. Пользоваться автомобилем в этот период нельзя.
«Да, проблемы действительно есть, программа сырая, – сообщили в одном из пунктов ТО. – Хотя её постоянно дорабатывают, вчера, например, изменили вид таблицы, в которую нужно вносить данные. Есть задержки с передачей данных. Мы говорим нашим клиентам, чтобы они не стояли здесь и не ждали, а просто ехали по своим делам и периодически позванивали нам. Как только система «развисает», мы приглашаем на осмотр, так что очередей особых у нас тут нет. Что возникнут проблемы, ясно было сразу».
В пункте технического осмотра автовладельцев может подстерегать и другая неожиданность – любые нештатные конструкции, данные о которых отсутствуют в ПТС, автоматически становятся причиной отказа в техосмотре. Обвесы, силовые бамперы, лебёдки и прочие детали кузова и изменения в штатной комплектации машины должны быть оформлены сертифицированной лабораторией.
Впрочем, нечистые на руку предприниматели тоже есть. Корреспонденту VL.ru рассказали о другом пункте ТО, где предложили приобрести аптечку и огнетушитель за 2 тысячи рублей на месте, а взамен пообещали «не заметить» потёкшую рулевую рейку.
Проверка автомобиля проводится по многим пунктам, для разных машин список свой, как и срок, в течение которого действует диагностическая карта. Для машин до 10 лет она выдаётся сроком на два года. Старше десяти лет – на один год. Машины такси и спецтранспорт должны проходить техосмотр раз в полгода.