Автоматика и нейросеть встают на стражу сахалинских дорог

В Южно-Сахалинске презентовали умный программно-аппаратный комплекс, мозгом которого является нейросеть, анализирующая изображения дорог и находящая дефекты. Бордюр раскрошился, яма на проезжей части, стертая разметка, поврежденный дорожный знак, трещины вокруг люка на асфальте, изрисованный остановочный павильон и даже переполненная урна возле остановки — все это теперь не ускользнет от трех промышленных камер, которыми оснащен УАЗ "Патриот", принадлежащий администрации Южно-Сахалинска. Все зафиксированные дефекты умный комплекс передаст оператору, он отфильтрует их и перешлет тем, кто должен следить за состоянием дорог.

Комплекс является разработкой сахалинского филиала ПАО "Ростелеком". Директор по прикладным проектам Владислав Гениатов рассказывает, что это маленький суперкомпьютер, к тому же самообучающийся. Со временем он будет работать все точнее. Пока его тестируют в пилотном режиме.

Этот комплекс — как Т9 на новом телефоне. В первое время (в данном случае около двух месяцев) его нужно учить, объясняет министр цифрового и технологического развития Сахалинской области Александр Снегирев. К примеру, сейчас комплекс считает прерывистую разметку стертой, но после того, как оператор отбракует этот дефект, не являющийся таковым, искусственный интеллект больше не будет обращать на него внимание. После такой "учебы" нейросеть должна фиксировать только реальные дефекты, а не все, что показалось ей подозрительным. Для того, чтобы мозг устройства поумнел окончательно, достаточно примерно 1000 датасетов, эталонных изображений.

— Мы постоянно разрабатываем различные алгоритмы, которые позволяют автоматически собрать максимум информации, — комментирует разработку Владислав Гениатов. — Этот комплекс — очень удобная и быстро разворачиваемая штука. В автомобиле размещаются три промышленные камеры, они позволяют обеспечить закрытие всего диапазона. Зимой комплекс может следить за уборкой снега. Процесс максимально автоматизирован, личный кабинет разворачивается хоть на мобильном устройстве, хоть на стационарном компьютере оператора, и дальше оператор уже работает с этим, направляет куда надо в виде претензии список дефектов с географическими координатами. Мы продолжаем совершенствовать интерфейс, чтобы прямо в этой системе оператор мог подрядчику скинуть дефекты в обработку.

Одной машины, оснащенной таким комплексом, для Южно-Сахалинска достаточно. Как рассказал министр эффективного управления регионом Олег Попов, на прошлой неделе состоялись два пилотных проезда, умный комплекс нашел около 50 дефектов улично-дорожной сети. "Глазастый" УАЗ проехал по Горького, Ленина, Мира, Больничной, то есть по дорогам нормативного содержания.

— Мощности этой машины позволяют за день проезжать все дороги, — говорит Олег Попов. — У нас всего по Южно-Сахалинску порядка 146 километров дорог нормативного и ненормативного содержания. То есть машина едет, скажем, со скоростью от 30 до 40 километров в час для того, чтобы эффективно снимать все дефекты улично-дорожной сети, и за восьмичасовой рабочий день, посчитайте сами, реально проехать все дороги и показать реальное состояние дорог по факту.

Сколько раз в неделю такой автомобиль будет объезжать Южно-Сахалинск, администрации города еще предстоит решить.

Стоимость умного комплекса — около 600 тысяч рублей. Обслуживание автомобиля, который им оснащен, обойдется в 40 тысяч ежемесячно. В будущем планируется масштабировать данную практику и предложить районам области тоже обзавестись таким "инспектором" на колесах.

— Первый шаг, который мы сделали в этом году, — это ямочный ремонт дорог, отремонтировали все дороги, — рассказывает Олег Попов. — У нас дороги отремонтированы уже, грубо говоря, практически во всех муниципальных образованиях, убираются по стандарту, теперь последняя стадия пришла — это контроль за дорогами.

На вопрос о том, зачем нужна новая технология, если дороги уже обследовали волонтеры, оцифрована каждая яма, составлена интерактивная карта, министр ответил, что дороги — это живой организм, сегодня ям нет, бордюры целые, разметка на месте, а завтра появились дефекты. По мнению Попова, такая машина должна проезжать по городу два-три раза в неделю, а может даже и каждый день, если речь идет о мониторинге чистоты улиц. Возможно, УАЗ будет заезжать и во дворы.

Умный комплекс — это объективная оценка, исключающая человеческий фактор, подчеркивают в ПСО. Этот способ сократит время на выявление и устранение дефектов. Все будет быстрее, чем если бы на место выезжали специалисты "Сахдормониторинга" или ДГХ. Экономический эффект разработки еще предстоит оценить.

По словам создателей комплекса, запрос от областного правительства существовал еще с прошлого года. Все это время продукт создавался и совершенствовался, чтобы максимально отвечать ему.

Однако в прошлом году подобный автомобиль уже презентовали, а потом он куда-то пропал. На вопрос, не повторится ли такого и на этот раз, министры едва ли не хором отвечают — не повторится.

Источник