Автомагистраль под окнами: жители Красного Знамени выступают против генплана города

Шум, пыль и выхлопные газы – для многих жителей Владивостока выражение «дорога под боком» давно потеряло свою привлекательность. Что уж говорить, если автотрассу планируют построить буквально под окнами дома и прямо над детской площадкой. В распоряжение редакции поступила петиция от имени жильцов Красного Знамени, 114а, в которой люди описывают именно такую ситуацию и требуют от краевого правительства изменить генеральный план города. Обоснована ли тревога горожан? Кто решил пустить вдоль стен дома скоростную магистраль? И как в действительности изменится дорожное движение у кольца Третьей Рабочей? В этом разбирался VL.ru.

Над головами детей

«Мимо нашего дома, в 10 метрах от окон, на высоте пятого этажа, над детской площадкой и парковкой запланирована автомагистраль... При возведении планируемой дороги будут нарушены все существующие градостроительные регламенты, санитарные нормы, и появится реальная угроза безопасности жизни людей, проживающих со стороны автомагистрали, а также людей находящихся на придомовой территории», – крик о помощи, отрывок из петиции жителей ЖК «Оникс» (Красного Знамени, 114а). В своём обращении к министру строительства Приморского края владивостокцы ссылаются на генеральный план и правила землепользования и застройки города.

Имеется в виду «спасительная» дорога, которая должна разгрузить кольцо Третьей Рабочей, излечить его от постоянных заторов. От кольца вероятная эстакада пойдёт практически строго на юг (между Красного Знамени, 114а и соседней стройкой), чтобы напрямую соединить круговое движение с улицей Шилкинской. Но пользу этого плана жители микрорайона подвергли сомнению: «На самом деле, эта магистраль повлияет не только на наш дом. Повлияет на весь район, который с нашим домом рядышком, – рассказывает Наталья Моисеева. – Я думаю, что нет ни одного человека, который скажет: «Я хочу, чтобы эта дорога была».

Будущая дорога пройдёт мимо домов на Красного Знамени, 114 и 114а, Шилкинской, 3 и 11а, Стоит отметить, что действующий СНиП в области городской застройки предписывает оставлять от края основной проезжей части магистральных дорог до линии регулирования жилой застройки минимум 50 метров. Если мы говорим об улицах, местных и боковых проездах, допустимый минимум – 25 метров.

Что появилось раньше: дом или генплан

Как планируемая магистраль оказалась у стен домов (пусть пока только на бумаге)? И насколько близко от окон в действительности пройдет «дорога из будущего»? Здесь показания сторон расходятся – мы постарались собрать факты.

Авторы петиции ругают работу проектировщиков из Омска, которые в 2016 году выиграли конкурс на изменение генплана города и не только. Тогда Институт территориального планирования «Град» вносил корректировки в генеральные планы и ПЗЗ муниципалитетов, входящих во Владивостокскую агломерацию. Работа продолжалась больше года, и за это время омичи физически не в состоянии были лично осмотреть все проблемные участки местной дорожной сети – якобы так и «прижали» проезжую часть к тогда еще строящейся высотке.

Министерство строительства Приморского края опровергает эту версию: по информации ведомства, в генеральном плане города магистральная улица общегородского значения предусмотрена здесь с 2008 года – задолго до начала строительства ЖК «Оникс», который начали возводить в 2013-м. Омские эксперты уделяли большое внимание приведению дорожной сети Владивостока в соответствие с современными стандартами. Однако этот участок у кольца Третьей Рабочей они, похоже, просто скопировали из старого генплана.

Тогда закономерно возникает вопрос: как было получено разрешение на строительство жилого комплекса в опасной близости от будущей трассы? По этому поводу VL.ru отправил официальный запрос в администрацию Владивостока. Компания-застройщик тем временем уже дала свой ответ: всё было сделано по закону. «Разрешение на строительство было получено с учётом того, что в генплан заложена эта развязка, – говорит Алишер Аббасов, директор инвестиционно-строительной компании «Система». – Были определены красные линии, и соответственно мы не могли строить объект, который бы нарушал градостроительный регламент. Поэтому фасад дома мы, конечно, делали вне зоны красных линий этой дороги».

«Места хватит вам и вашим гостям»

Когда люди покупали квартиры в 27-этажном ЖК «Оникс», ни о какой развязке поблизости от дома застройщик их не предупреждал. Более того, рекламные проспекты демонстрировали огромную парковку рядом с новостройкой: в том месте, где в будущем должна пройти автомагистраль и где уже сегодня строится новый 26-этажный деловой центр. Жители «Оникса» теряют обещанное пространство «для себя и для гостей» и после завершения строительства: один из двух существующих заездов во двор сегодня перекрыт забором. Его на своей территории поставили недовольные соседи, когда закончился оговоренный ранее сервитут. Ничего удивительного нет в том, что новую угрозу благополучию дома № 114а жильцы встретили штыки и нанесли удар на опережение – в виде петиции.

«Прожекты» с изображением дороги в этом районе периодически появлялись и продолжают появляться в поле зрения горожан – в источниках с различной степенью достоверности. К примеру будущую эстакаду можно увидеть в презентации 26-этажного делового центра, который строят по соседству с «Ониксом». То есть проектировщики этого объекта имеют определённые основания полагать, что автомагистраль будет проходить над землей как раз между двумя высотками – жилым и «деловым» зданиями. Более того, она может пойти дальше над кольцом.

Подобные изображения мелькали в информационном поле давно. Однако нельзя сказать наверняка, какая именно информация стала «отправной точкой» петиции. Несмотря на усилия корреспондентов VL.ru, авторов обращения в адрес правительства Приморского края найти не удалось. Документ против строительства магистральной дороги изначально был размещён в общедомовом чате WhatsApp для сбора подписей. Однако те, кто поддержал эту идею, так и не смогли назвать её инициатора. Знающие люди ссылались на управляющую компанию «Система», которая работает в доме с 2018 года. Но в итоге обе «Системы» – и УК, и застройщик – эти сведения опровергли. А после того, как VL.ru начал собирать подноготную этой истории, петиция пропала из чатов и поля зрения жильцов Красного Знамени, 114а – либо уже отправилась в правительство, либо в чей-то стол, дожидаться лучших времён.

Пунктирные линии

Нет дыма без огня – и петиция неизвестного автора, и рекламные брошюры проектировщиков базируются на основном градостроительном документе Владивостока и на возможных его интерпретациях. В генплане дорога есть. И если перенести его фрагмент у кольца Третьей Рабочей на спутниковую карту, основываясь на разметке кадастрового участка дома на Красного Знамени, 114а, то становится видно: серо-синяя «охранная зона» приближается к дому, не касается детской площадки («треугольник» к юго-западу от дома) и точно пересекает ряд парковочных площадок микрорайона. Но каким конкретно образом здесь проведут «магистральную улицу общегородского значения», насколько широка будет проезжая часть, насколько высока? В правительстве края нам дали короткий и развернутый ответы. И если коротко: пока ничего не известно.

Подробности пояснил Александр Котляров, главный архитектор Приморского края, заместитель министра строительства: «В генеральном плане дорога обозначается пунктирной полосой – как стратегически запланированное направление. Её конфигурация, количество полос, высота над уровнем проезжей части – в случае, если это будет эстакада – закладываются только при рабочем проекте, которого пока нет. Планируемая дорога в генплане – это всего лишь планируемая дорога, – добавляет главный архитектор. – При изготовлении рабочего проекта она подлежит корректировке. Не только её ширина, высота, но и трассировка. Она должна будет в натуре учитывать все градостроительные аспекты. Она будет проектироваться по соответствующей нормативной документации, в которой указаны все ограничения – минимальные расстояния до жилых домов».

Генеральный план Владивостока – это сотни-тысячи километров пунктирных линий. И когда каждая из них превратится в асфальтовое полотно, решают на разных уровнях власти: от кольца Третьей Рабочей пойдёт дорога местного значения, так что решать администрации города. По имеющейся на сегодня информации, в ближайшем будущем реализовывать этот фрагмент стратегического планирования мэрия не будет.

«Новый» Рудневский мост

Однако и сегодня не рано бить в колокола – позицию, обозначенную в петиции против дорожного строительства, поддержали и некоторые строительные эксперты. Наибольшие опасения вызывает одна из интерпретаций «пунктирной линии» у кольца Третьей Рабочей, о которой говорили еще в 2013-м: высокая эстакада-развязка может пойти через кольцо, соединив Шилкинскую с улицей Аллилуева.

«По словам представителей СРО «Альянс строителей», строительство данной проектируемой дороги крайне сложное в техническом исполнении и очень дорогостоящее. Из этого проекта может получиться «второй» Рудневский мост на высоте 20-30 метров над кольцом 3-ей Рабочей», – говорится в тексте петиции против строительства «автомагистрали под окнами».

Свою позицию высказал и Алишер Аббасов, директор ИСК «Система»: «Насколько эта дорога вообще будет выполнима, насколько это проект будет воплощен? Вот тут большой вопрос. Зачастую практика утверждения генпланов такова: давным-давно каким-то архитектором учтён какой-то объект, и он из генплана в генплан переходит. Проблема в том, что на сегодняшний день никто не занимается глобальным изучением этого района и, может быть, пересмотром проектных решений с учетом сложившейся обстановки. Может быть здесь эта эстакада вообще ни к чему? Может есть другие проектные решения».

Возможно, новые проектные решения сможет предоставить мэрия. Этим летом администрация Владивостока заказывала проекты планировки территорий под строительство разноуровневых транспортных развязок – в том числе в районе кольца 3-й Рабочей. По сведениям мэрии, на сегодня подрядчик уже определён и ведётся разработка проекта, который, по условиям договора, должен быть завершен в марте следующего года.

Напомним, в последний раз генеральный план Владивостока, а также городские правила землепользования и застройки менялись в 2018 году – тогда проект омского института приняли после жарких общественных обсуждений. В 2020 году основной градостроительный документ вновь начали корректировать – владивостокцы уже направили сотни обращений и собственных предложений о будущем облике дальневосточной столицы.

Источник