«Асфальтированные велодорожки в Улан-Удэ – это практически утопия»
Летом на улицах города появляются большое количество людей на велосипедах, самокатах, скейтбордах. Такой транспорт не требует водительских удостоверений, достаточно прост в управлении и не вредит экологии. Однако безопаснее всего передвигаться на таком транспорте в специально отведённых местах: на велосипедных дорожках, в скейт-парках...
На карте Spotmap, созданной для поиска мест катания, в городе отмечены три места, пригодных для велосипедистов, скейтеров и роллеров. Это площадь Советов, парк им. Орешкова и площадь у театра оперы и балета. Узнаем, насколько они удобны и пользуются ли популярностью у жителей города.
Скейт
Иван Утенков – скейтбордист, увлекается спортом с 2011 года. Уверен, что условий для скейтбордистов в Улан-Удэ нет.
- Мы катаемся, где придётся, к примеру, на фонтане возле театра на Саянах. Там хорошая плитка и удобно кататься. С другой стороны, это место для прогулок с детьми. Опасно, если рядом много детишек, катающихся на самокатах, а ты на скейте с трюками. Не каждый может контролировать доску, - рассказывает Иван.
Не хватает участка пустой ровной дороги, на котором можно было бы ездить, не боясь задеть кого-нибудь или столкнуться с непредусмотренными для скейтборда препятствиями.
Молодой человек уверен, что для передвижения по городу сложно использовать скейтборд из-за отсутствия подходящих мест. Большую часть времени транспортное средство нужно держать в руках. Однако если есть возможность проехать, то нужно оставаться сосредоточенным. Это основное правило передвижения.
- Не хватает нормального скейт-парка. Не нужно высоких парапетов, вышек и разных склонов, хотелось бы видеть что-то наподобие пустого бассейна и много маленьких горок рядом. Надо, чтобы пространства было достаточно для всех, тогда в городе будет ещё больше детей и взрослых, кто будет увлекаться спортом, а не пить и страдать, - думает Иван.
Велосипед
Алексей Аюшеев – велосипедист с 2015 года. По несколько раз объездил близлежащие горы и всегда задавался вопросом: почему нет ни одной трассы под велосипед? Признаётся, что не верит в скорое создание велоинфраструктуры города.
- Могу сказать, что асфальтированные велодорожки в Улан-Удэ, хотя бы в центре и густонаселенных микрорайонах, – это практически утопия, - утверждает велосипедист.
Так, к нему пришла мысль о создании собственного проекта, который мог бы совершенствовать инфраструктуру города. Сказано - сделано. Появился Velogorod03. Этот проект направлен на разработку грунтовых велотрасс в отдалённых районах города. В таких местах катание на велосипеде наиболее полезно для здоровья, ведь там свежий воздух.
- Автомобильные дороги не совсем подходят для велосипеда. Где-то песок зыбучий, камни, промоины. Есть «тропа здоровья» на Аршане, есть тропа в «Юбилейном», но по части велосипедной темы они мало приспособлены, - рассказывает Алексей.
Кроме того, идут работы над совместными проектами с представителями ТОСов.
- Были встречи по урбанистике, где ТОСы представляли проект по облагораживанию своих территорий под культурно-спортивный досуг. Мы предлагали идею создания байк-парков, то есть велопарков, на их территории. Они были очень рады, такого ещё никто не предлагал, - делится Алексей.
Первый выезд уже совершён в микрорайон Тулунжа. Там определена территория под байк-парк, где люди смогут прыгать на трамплинах на велосипеде.
- Будем делать памп-трек. Это трасса для велосипеда, которая проезжается без педалирования (на основе физики). Была определена и трасса с подъёмом на гору, наподобие серпантина, - рассказывает дальше Алексей.
Велосипедист признается, что сейчас проект ведётся на голом энтузиазме, но хотелось бы, чтобы в администрации был человек, ответственный за улучшение условий для велосипедов в городе. Кроме того, проект нуждается в информационной поддержке, чтобы люди знали о новых трассах, о том, где они находятся и как до них добраться. Чтобы трассы использовались, а не зарастали травой.
Если рассматривать городские условия, созданные для велосипедистов, то к ним можно отнести велопарковки, установленные частными компаниями. В сторону Иволгинского района параллельно дороге проложена велодорожка. В парке «Юбилейный» по периметру сделана дорожка.
- Бывали случаи, что велосипедисты там кого-то сбивали. Я спрашивал у ребят, интересна ли им такая дорожка. Они сказали, что нет, после одного-двух кругов интерес пропадает. На этом велоинфраструктура этого парка и остановилась. Хотя можно было построить аналог, как в парке им. Орешкова, где трамплины, рампы, - рассуждает Алексей.
Площадки
Что касается парка им. Орешкова, то именно туда съезжаются велосипедисты со всего города, так как это единственная экстрим-площадка, где можно покататься и пообщаться со своими единомышленниками. Раньше подобная площадка была около «Пионера», но её демонтировали.
- Ещё ребята катаются на площади возле головы Ленина. Там ровная площадка, есть какие-то подобия экстрим-фигур, но это не то. На театральной площади есть подобное, но там скейтбордисты и велосипедисты катаются прямо под знаком запрета. Они приносят туда свои самодельные трамплинчики, деревянные фигуры, ставят прямо у фонтана, разгоняются и прыгают. В общем, ситуация такая: ребятам негде кататься, - говорит Алексей.
Ещё в мае 2015 года в парке им. Орешкова появилась площадка для экстремальных видов спорта с различными подкатами и трамплинами. В 2017-м там решили укрепить опорные конструкции. На эти цели выделили 98 тысяч рублей. Однако минувшей осенью на территории экстрим-парка выявили кое-какие дефекты, в частности, разрушение ламинирования фанеры. Его пришлось закрыть.
Для дальнейшей реализации масштабного проекта необходимо определиться с инвестором. Таковой нашёлся и уже дал предварительное согласие. Об этом на очередном планёрном совещании в мэрии 8 июля сообщил генеральный директор Фонда развития Улан-Удэ Евгений Бартанов.
Первым делом на территории будущего экстрим-парка появятся шесть трасс для спуска, сервисный центр, автомобильная парковка и система оснежения. Все эти работы проведут за счёт инвестора. Работать парк будет круглый год. Зимой горожане смогут кататься на лыжах, коньках и сноубордах, а летом – отдыхать на пляже, играть на спортплощадках и прогуливаться по пешеходным тропам. А со временем там построят гостиничный комплекс с кафе и ресторанами.
Водители
По словам велосипедиста, водители на дорогах часто неадекватно относятся к двухколёсному транспорту. По ПДД люди старше 14 лет могут ездить на велосипеде по автомобильной дороге, если для них не выделена специальная зона. А таких зон в городе нет.
- На центральном мосту мы просили сделать разметку. Не ограждение какое-то, а именно разметку. Чтобы метр с правой стороны дороги был отведён именно велосипедистам. Там и так автомобилисты не ездят из-за неровностей. А ездить в зоне тротуара нам неудобно, слишком узко. Но ответа нет уже второй год, - вздыхает Алексей.
Пока же одни жители города находят места для катания в парках и на площадях, другие сами создают условия для любимого занятия.
Читать далее