1,7 миллиона поездок в декабре владивостокцы оплатили по безналу

С четвертой попытки за последние восемь лет в общественном транспорте Владивостока стабильно заработала безналичная оплата. По итогам декабря почти 1,7 млн поездок в городском транспорте пассажиры оплатили картами. При этом специальные транспортные карты пока не пользуются популярностью — их продано всего 3500 штук. Никаких скидок безналичная оплата проезда не дает, но количество таких расчетов на общественном транспорте продолжает расти.

Картой, телефоном, часами

Транспортная карта «Электронный проездной – Владивосток» под эгидой платежной системы «Золотая Корона» и с эквайрингом Сбербанка оказалась наиболее эффективным решением для владивостокской транспортной сети.

Для безналичной оплаты проезда во Владивостоке пригодны все бесконтактные пластиковые карты различных банков и платежных систем. Но на текущий момент продано и около 3500 специальных транспортных карт. Стоимость каждой из них 100 рублей, однако продаются они только по четырем адресам: на верхней площадке фуникулера; в диспетчерской трамвая на ост. «Мингородок» (здание ТЦ «Самоцветы»); в диспетчерской троллейбуса на ост. «Автовокзал» (в районе Русской, 5); на площади Семеновской.

Финансовый оборот собственно по транспортной карте не раскрывают. Однако общее количество поездок владивостокцев в общественном транспорте подсчитать возможно. По словам директора МКУ «Автоматизированный диспетчерский центр» (АДЦ) Татьяны Бердниковой, за весь 2019 год жители и гости города совершили 11 млн поездок. За один только декабрь прошлого года в нашем транспорте оплачено 2 126 908 из них. По подсчетам АДЦ, три четверти поездок пассажиры в течение месяца оплачивали картами: 1 622 701 раз пользовались банковскими и 51 037 — транспортными. Наличные расчеты горожане предпочли в 453 170 случаях.

Одновременно данные Приморского отделения Сбербанка позволяют увидеть, сколько денег горожане тратят на проезд через уже привычные банковские карты разных финансовых организаций. Ежедневно банковскими картами владивостокцы рассчитываются в общественном транспорте более 55 000 раз. В итоге на проезд уходит около 1,5 млн рублей в сутки. В 81% случаев горожане использовали сами пластиковые карты, а в 19% - оплачивали с помощью телефонов и часов с модулем NFC для бесконтактной оплаты.

Ни транспортная карта, ни сама система оплаты скидок на проезд сейчас не дают. Экономия в три рубля по картам MasterCard закончилась 31 декабря 2019 года. По данным администрации Владивостока, в ноябре-декабре 2019-го ей успели воспользоваться 780 000 раз. Вполне вероятно, что подобную акцию продлят, ведь тем самым MasterCard конкурирует с системой Visa. Кстати, 57,6% оплат проходит через карты платежной системы Visa, 27,8% - MasterCard, 14,6% - отечественной системы «МИР».

«Дельфин» уплыл — кэшбоксы исчезли

За восемь лет это уже четвертая попытка внедрить безналичную оплату в общественном транспорте. Первым в 2012-м был проект банка «Приморье» - карта «Дельфин», которая продержалась на рынке четыре года. Около двух сотен автобусов Владивостока тогда были оснащены терминалами банка для безналичной оплаты, более 6000 жителей города приобрели карту, при оплате которой в транспорте была предусмотрена скидка 50 копеек. По предположительным оценкам, на внедрение «Дельфина» ушло около 10 млн руб., и в дальнейшем 2-3 млн руб. на поддержании системы. В 2016 году проект закрыли.

Председатель правления банка «Приморье» Сергей Белавин считает этот опыт удачным. «Не снимаю своей ответственности за закрытие данного проекта, но тогда я только пришел в банк и был против закрытия «Дельфина». Считаю, что от продукта, не имеющего аналогов на рынке, так просто отказываться нельзя. Даже несмотря на то, что он был не до конца отработан, не очень выгоден для кредитной организации с точки зрения комиссии и содержания терминалов для пополнения карты. Конечно, сама технология чиповой карты была немного устаревшей, но все же работала. В тот период надо было серьезно подумать о дальнейших инвестициях в этот проект, чтобы он продолжал жить, но в ходе жарких дискуссий его все же закрыли – победил более консервативный подход», - отмечает в комментариях для VL.ru Сергей Белавин.

В 2015-м появились кэшбоксы, которые временно собирали оплату и напоминали старые советские кассы, куда передавали «5 копеек за проезд». Они быстро вышли из строя и были демонтированы.

В конце 2017 года пилотный проект резидента свободного порта Владивосток компании «Городская Транспортная Система» (ГТС) также был апробирован на автобусах «ВПОПАТ-1». Программное обеспечения разрабатывала южнокорейская фирма АО «Гидеон Систек» (Gideon Systech) — сооучредитель резидента. Платить за проезд в муниципальных автобусах краевого центра можно было через приложение OхyPay. Проект предполагал инвестиции в размере 1,8 млрд руб., поскольку учитывал безналичную оплату и целую систему мониторинга за движением. Но оборудование также быстро пропало из транспорта.

Перевозчики обеляются

Внедрение проекта безналичной оплаты в транспорте обошлось администрации Владивостока в 352 000 рублей — такую цену предложил Сбербанк в ходе открытого конкурса, став фактически единственным его участником (заявку от второй компании отклонили). Еще 12 млн рублей банк собирался инвестировать в оборудование — 700 терминалов, которые сейчас установлены в автобусах, троллейбусах, трамваях и фуникулере. Вложения собираются окупить за счет комиссии. В конкурсной документации банк предложил брать 5% от цены билета по транспортным и банковским картам, 2% - при использовании дежурной карты (учет наличных денежных средств).

Руководитель дирекции «Транспортные и социальные карты» системы «Золотая Корона» Александр Гришин заметил, что с введением безналичных платежей перевозчики получили возможность видеть, сколько средств собирают в каждом транспортном средстве практически в режиме реального времени. Кроме того, эти средства поступают сразу на расчетный счет компании-перевозчика. Повысилась прозрачность денежных потоков в отрасли, что в свою очередь приводит к прогнозируемости тарифов, точному подсчету пассажиропотока и в целом оздоровлению общественного транспорта, считают в «Золотой Короне».

Хотя, как удалось выяснить VL.ru, некоторые транспортники Владивостока получают от банков безналичные оплаты не быстро, порой в течение нескольких месяцев. Так что легализация денежных потоков для них тоже вышла боком. Потому не удивительно, что официальная статистика в декабре зафиксировала только 2 126 908 поездок за месяц или 68 610 — в день. А вот в исследовании пассажиропотока, которое в 2019 году провела компания «Сити Транспорт Групп Сибирь» по заказу мэрии, в среднем жители и гости Владивостока совершают 304 000 поездок в день.

Источник